Россия,115093, Москва,
1-й Щипковский пер., 20.

+7 (495) 959-66-49 (редакция/бухгалтерия),
Эл. почта: khleb@khlebprod.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО О ЗЕРНЕ, МУКЕ И ХЛЕБЕ

Image

РЕЗОЛЮЦИЯ XI(XXVII) съезда

РЕЗОЛЮЦИЯ

XI(XXVII) съезда мукомольных и крупяных предприятий России

 

от 24 сентября 2014 г., Москва, МПА

 

         Заслушав доклад Президента РСМКП А.И. Гуревича, выступления делегатов от предприятий и организаций, Съезд отмечает, что индустриальные мукомольно-крупяные предприятия в истёкшем периоде обеспечили поставку всем потребителям безопасной и высококачественной мукомольно-крупяной продукции. Снабжение осуществлялось стабильно и без срывов.

В целях внедрения новых технологий, повышения эффективности использования зерна, расширения ассортимента и повышения качества производимой продукции Союз разработал Программу развития отрасли на 20 лет, которую одобрил научно-технический совет Минсельхоза РФ. В мае 2014 г. Министерство сельского хозяйства РФ утвердило Отраслевую программу развития мукомольно-крупяной промышленности РФ на 2014–2016 гг., подготовленную Союзом.     

Союз осуществляет координационную работу по выполнению в отрасли требований Технического регламента Таможенного союза 021/2011 по обеспечению безопасности выпускаемой продукции, постоянно взаимодействует с органами государственного управления по вопросам создания условий для повышения эффективности работы предприятий отрасли.

Союз продолжает работу по сертификации систем менеджмента качества производства. В результате на многих индустриальных предприятиях эта система внедрена, а на ряде из них успешно функционирует и система обеспечения безопасности продукции в соответствии с принципами ХАССП.

Проведенные в рамках Съезда «Всероссийский смотр качества муки и крупы» и конкурс на звание «Лучшая мельница России» подтвердили высокую репутацию предприятий отрасли. При этом необходимо отметить, что все участники Смотра качества и Конкурса прошли сертификацию на соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» и международных стандартов.

 

         Вместе с тем Съезд отмечает:

        

1.                В стране недостаточно производится пшеницы сильных и ценных сортов, из-за дефицита которой предприятия вынуждены использовать дорогостоящие добавки, что приводит к удорожанию продукции и снижению прибыли. Рост тарифов естественных монополий, высокие налоги за землю и имущество, уплачиваемые предприятиями отрасли, также оказывают негативное влияние на финансовые результаты их работы.

К снижению рентабельности мукомольно-крупяных предприятий приводит также переработка зерна, закупаемого у сельхозтоваропроизводителей, работающих на едином сельскохозяйственном налоге, из-за невозможности предъявлять в полном размере к возмещению НДС.

В результате производство муки теряет экономический смысл, так как не приносит прибыли, позволяющей развивать производство. По данным Росстата России, рентабельность мукомольных предприятий составляет чуть более 3%. Многие предприятия являются убыточными и близки к банкротству.

2.                Большинство индустриальных высокопроизводительных мукомольных заводов работает с низким уровнем использования производственных мощностей (коэффициент использования около 50%), что приводит к высокой себестоимости переработки зерна и резко снижает конкурентоспособность продукции. Главная причина низкой загрузки мукомольных заводов – большое количество кустарных мукомольных производств, основная часть которых выпускает не учтённую продукцию, как правило, опасную для здоровья потребителей, из-за отсутствия у них технических возможностей для производства безопасной и качественной муки.

3.                Предприятия отрасли располагают мощностями для поставок продукции на экспорт в объёме до 4 млн т/год, однако на сегодняшний день без государственной поддержки фактический экспорт составляет лишь около 100 тыс. т/год.

4.                Органы государственного управления не обеспечивают координацию деятельности предприятий отрасли, в частности, не регулируют ввод производственных мощностей, не обеспечивают достоверной информацией о наличии и потребности в сырьевых (зерновых) ресурсах, экспортно-импортной политике и т.д.

По мнению сообщества мукомолов, устранить эти недостатки можно за счёт создания при Минсельхозе России Агентства по координации работы предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.

5. До настоящего времени в стране отсутствует государственная программа по витаминизации муки, что влечёт за собой низкий уровень обеспечения населения необходимыми витаминами и микроэлементами. Это противоречит «Рекомендациям по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания», утверждённым приказом Минздравсоцразвития РФ от 2.08.2010 г. № 593Н, в соответствии с которыми объём потребления пшеничной муки, обогащённой микронутриентами, должен составлять 30–40 кг/год на человека.

6. По-прежнему не улучшена государственная система учета в сфере производства зерна и объёмов выработанной продукции для составления объективных балансов зерна и продуктов его переработки. Отсутствие достоверных данных не позволяет принимать правильные управленческие решения и, как следствие этого, приводит к экономическим потерям.

 

В целях устранения негативных тенденций в отрасли XI(XXVII) съезд мукомольных и крупяных предприятий рекомендует Союзу следующее:

 

1.     Довести до руководства страны озабоченность мукомольного сообщества с затягиванием решения следующих вопросов:

 

1.1.         О распространении на мукомольно-крупяные предприятия действия ст. 32 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» в части государственной регистрации всех производств, независимо от их организационно-правовой формы и объёмов производимой продукции.

 

1.2.         О создании при Минсельхозе Российской Федерации Агентства по координации работы предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, что позволит обеспечить системный подход к организации производственно-хозяйственной деятельности предприятий и создание условий для улучшения их финансовой устойчивости и развития материально-технической базы.

 

1.3.         О приведении сельхозпроизводителей и зернопереработчиков к единой системе налогообложения.

 

1.4.         О разработке государственной программы по витаминизации муки.

 

1.5.         О частичном замещении экспорта пшеницы 3-го класса на экспорт продуктов переработки зерна.

 

1.6.         О внедрении практики утверждения баланса зерна на год с выделением пшеницы 1-го, 2-го, 3-го класса для обеспечения производства муки в объёмах в соответствии с действующими нормами потребления.

 

2.     Съезд рекомендует:

 

2.1.         Руководителям предприятий и организаций отрасли обеспечить выполнение уставных требований НО «Российский Союз мукомольных и крупяных предприятий», а также решений Съезда и Правления Союза.

 

2.2.         Правлению Союза:

 

а) активизировать работу по увеличению численности членов Союза, обратив особое внимание на предприятия небольшой мощности, обеспечивающие выпуск безопасной и качественной продукции;

 

б) пересмотреть порядок определения размера членских взносов, в зависимости от производственной мощности и объёмов выпускаемой продукции предприятием.