Россия,115093, Москва,
1-й Щипковский пер., 20.

+7 (495) 959-66-49 (редакция/бухгалтерия),
Эл. почта: khleb@khlebprod.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО О ЗЕРНЕ, МУКЕ И ХЛЕБЕ

Image

Союз – защитник интересов мукомолов

 

А.И. Гуревич, президент РСМКП

В последнее время проблемы предприятий нашего Союза стали предметом пристального внимания Министерства сельского хозяйства РФ. В подтверждении этого можно привести рассмотрение и одобрение на Научно-техническом совете министерства Программы развития мукомольно-крупяной промышленности на 2013–2020 годы, а также аналогичной Программы на 2014–2016 гг., утвержденной министром сельского хозяйства Н.В. Фёдоровым в мае с.г. Союз входит в число учредителей Ассоциации отраслевых союзов АПК России, является членом Торгово-Промышленной палаты РФ, имеет соглашение о взаимодействии с Минсельхозом РФ, Роспотребнадзором и рядом других государственных и негосударственных отечественных и зарубежных организаций.

Союз неоднократно участвовал в заседаниях Минсельхоза РФ по вопросу осуществления государственного контроля (надзора) за безопасностью продуктов переработки зерна для пищевых целей, в том числе муки и крупы в рамках ТР ТС «О безопасности пищевой продукции».

По инициативе Союза проведены совещания в Государственной Думе РФ, Минпромторге РФ и в Минсельхозе РФ, посвященные внесению изменений в ст. 32 ТР ТС «О безопасности пищевой продукции» в части включения мукомольного производства в перечень объектов пищевой промышленности, подлежащих государственной регистрации. С этим вопросом Союз обращался к Президенту РФ В.В. Путину.

Представители Союза участвуют в различных комиссиях, созданных в органах государственного управления. В частности, в Комиссии по разработке проектов нормативно-правовых актов, целевых программ и формированию национального доклада в сфере АПК, в Межведомственной рабочей группе по подготовке согласованных предложений об уточнении порядка осуществления государственного контроля и надзора за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки, в Экспертном Совете по агропромышленному комплексу при ФАС России, в Рабочей группе по подготовке ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». Президент Союза систематически участвует в Парламентских слушаниях и заседаниях круглого стола Комитета по аграрным вопросам Государственной Думы РФ. Всё это вселяет надежду, что Минсельхоз России и другие органы госуправления видят в Союзе своего единомышленника.

Активное привлечение отраслевых союзов для координации деятельности предприятий соответствующих отраслей широко используют многие страны с рыночной экономикой, так как без этого государство вынуждено либо безмерно расширять штат управленцев, либо находить другой выход, который бы не тормозил развитие национальной экономики. Страны Западной Европы сделали ставку на поддержку и сотрудничество с отраслевыми союзами (ассоциациями), что позволило уйти от отраслевых принципов управления. Именно союзам (ассоциациям), объединившим товаропроизводителей, которые как никто иной заинтересованы в выпуске высококачественных безопасных товаров и насыщении ими рынка, государство фактически доверило координацию деятельности этих отраслей. Свою же роль оно видит в принятии нужных законов, в создании оптимальных правил игры и в контроле их соблюдения всеми участниками рынка.

Наиболее характерен опыт США, где союзов и ассоциаций огромное множество. Торговая палата США – крупнейшая в мире некоммерческая лоббистская организация, представляющая интересы широких деловых кругов и ассоциаций США, ведущий лоббист по ежегодным расходам на эту деятельность.

Очень сильные позиции подобных структур в ФРГ, где участие экспертов из заинтересованных отраслевых союзов и ассоциаций в разработке различных нормативных документов предусмотрено Единым положением о федеральных министерствах.

Во Франции важную роль играет так называемая третья палата Законодательной ассамблеи, которая имеет право вето на любой закон.

Аналогичное положение с некоммерческими объединениями и союзами и в других индустриально развитых странах. Важнейшая задача, стоящая перед ними, – отстаивание интересов бизнеса в различных государственных и политических институтах, содействие формированию приемлемого для бизнеса курса в тех или иных сферах общественно-политической жизни.

За союзами (ассоциациями) мукомолов в развитых странах остаётся последнее слово при решении вопросов, касающихся квотирования объёмов производства муки и обеспечения отрасли зерном. Без них не проходят переговоры по установлению ценовых индикаторов на продукцию и распределению субсидий. Союзы участвуют в определении квот по вводу новых производственных мощностей, организуют дополнительное образование специалистов и участвуют в присвоении им соответствующей квалификации, информируют и консультируют членов своих союзов по любым вопросам, экономики, техники, технологии и права. Государство только отслеживает выполнение сторонами своих обязательства. Таким образом, зарубежные отраслевые союзы имеют основательный законодательный фундамент и чувствуют себя уверенно.

Российский Союз мукомольных и крупяных предприятий создавался в целях лоббирования в органах государственной власти общеотраслевых интересов своих участников. Поскольку Союз объединяет предприятия, производящие практически всю мукомольно-крупяную продукцию, учитываемую Росстатом, совершенно очевидно, что он должен быть наделен полномочиями, аналогичными полномочиям союзов (ассоциаций) в развитых странах.

К сожалению, пока работа отраслевых союзов (ассоциаций) в России не подкрепленп законодательно. Так, в Гражданском кодексе РФ даны лишь основные положения об ассоциациях (союзах). В Законе о некоммерческих организациях в общих чертах указано что можно делать союзам (ассоциациям), а что нельзя. Закон «О развитии сельского хозяйства» более прогрессивен, так как допускает союзы (ассоциации) к участию в формировании программы по развитию АПК страны, к составлению национального доклада. Для отраслей промышленности, аналогичных мукомольно-крупяной, по нашему мнению, мало применимы и положения закона «О саморегулируемых организациях».

Из этого следует один вывод: чтобы отечественные союзы стали полноценными помощниками предприятий, входящих в их состав, необходимо законодательно расширить их права и обязанности в вопросах лоббистской и координаторской деятельности.

Во многом из-за отсутствия необходимой законодательной базы предложения союзов (ассоциаций) в органы государственного управления часто игнорируются.

Принятие сбалансированных управленческих решений по развитию мукомольно-крупяной промышленности и организации производства качественных и безопасных хлебопродуктов невозможно без своевременного получения и анализа достоверной официальной статистической информации о наличии и изменении производственных мощностей в разрезе мукомольных и крупяных предприятий; об урожае и качестве зерна, о расходе и остатках зерна; об объёмах производства мукомольно-крупяной продукции в ассортименте и др.

Росстат представляет оперативные данные о запасах зерна в сельскохозяйственных, заготовительных и перерабатывающих предприятиях. Однако в их отчёте отсутствует информация по субъектам малого бизнеса, т.е. не отражены все категории хозяйств, что не позволяет делать объективные выводы об остатках зерна в целом по России и вырабатывать для предприятий рекомендации по повышению эффективности производства, с одной стороны – и обращать внимание органов государственного управления на выявленные диспропорции, – с другой.

Союз способен решать многие практические вопросы по защите интересов отрасли, например, подготовка и внесение в органы управления предложений по защите внутреннего рынка, по государственной поддержке экспортных поставок муки и крупы.

Располагая большим потенциалом по производству муки для экспортных поставок, наша страна к сожалению занимает одно из последних мест по объёмам экспорта этой продукции – менее 100 тыс т. По нашему мнению, основная причина этого в отсутствии заинтересованности даже у торговых представительств за рубежом, не говоря о каких-либо государственных преференциях. При наличии государственной поддержки наш Союз способен скоординировать поставку на экспорт мукомольно-крупяной продукции в объёме 2–3 млн т.

Особая задача Союза – обеспечение качества и безопасности продукции, что напрямую связано с решением проблемы здоровья россиян. Союз добивается того, чтобы на все мукомольные производства распространялось действие ст. 32 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции». Принятие такого решения позволит провести государственную регистрацию всех производств, выпускающих муку, независимо от их организационно-правовой формы и объёмов вырабатываемой продукции, что создаст условия по резкому сокращению попадания на рынок низкокачественной небезопасной для здоровья людей продукции.

Союз проводит активную работу по сертификации на предприятиях–членах Союза системы менеджмента качества по ИСО 9001–2008, благодаря чему на большинстве из них эта система внедрена, а на многих используется и система обеспечения безопасности производимой продукции ХАССП.

Это позволяет российским предприятиям поставлять потребителям, в том числе и зарубежным, безопасную и высококачественную продукцию, полностью соответствующую международным требованиям.

В течение многих десятилетий в России отсутствовал институт отраслевых союзов (ассоциаций), в том числе и в АПК. Взаимодействовать с такого рода объединениями нет опыта ни у власти, ни у предприятий. Органы государственного управления часто рассматривают союзы (ассоциации) не в качестве партнёров-экспертов, помогающих принимать правильные управленческие решения, а как назойливых лоббистов узкоотраслевых интересов, идущих в разрез с интересами экономики страны в целом. А ведь, как правило, в союзах (ассоциациях) работают опытные профессионалы, которые хорошо знают проблемы отраслей и могли бы предостеречь властные структуры от принятия непродуманных решений.

Совершенно очевидно, что без принятия закона, в котором были бы чётко определены полномочия союзов (ассоциаций), такое положение изменить невозможно.

По нашему мнению, с учётом зарубежного опыта, союзам (ассоциациям) в АПК можно законодательно поручить разработку программ развития отраслей, регулирования объёмов производства продукции через его квотирование, составление балансов зерна с последующим их утверждением органом государственного управления, разработку отраслевой нормативно-технической документации, определение критериев соответствия материально-технической базы предприятий требованиям, обеспечивающим выпуск безопасной качественной продукции и целый ряд других вопросов.

В этом перечне нет лишнего и надуманного. Если всё это будет закреплено на законодательной основе, то союзы (ассоциации) получат возможность способствовать надежной и высокоэффективной работе предприятий.