Национальный рейтинг предприятий хлебопродуктов
Национальный рейтинг предприятий хлебопродуктов – это экспертная оценка Российского Зернового Союза способности организации оказывать своевременно и в полном объёме услуги по приёмке, подработке, хранению и отгрузке зерновых и масличных культур. Под понятием «предприятия хлебопродуктов» понимаются элеваторы, хлебоприёмные предприятия, хлебные базы, комбинаты хлебопродуктов, зарегистрированные в качестве юридических лиц и осуществляющие хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации.
Зачем нужен рейтинг?
В процессе проводимой департаментом сертификации РЗС проверки материально-технической базы предприятий, работающих с зерном, соблюдения ими технологических режимов и безопасности производства, корректности ведения количественно-качественного учёта хлебопродуктов, а также финансового состояния по результатам работы предыдущих лет, мы не оценивали качество выполняемых услуг по приёмке, подработке, хранению и отгрузке зерновых и масличных культур.
В то же время, эксперты нашего департамента убедились в том, что качество оказываемых услуг может достаточно сильно варьироваться по предприятиям хлебопродуктов. Поэтому, параллельно с текущим вариантом сертификации, РЗС приступил к разработке национального рейтинга хлебоприёмных предприятий (элеваторов, КХП, ХПП). Уникальность рейтинга заключается в его объективности и методике.
Цель разработки рейтинга – определение, разъяснение и установление единого системного подхода к оценке способности рейтингуемого предприятия своевременно и в полном объёме оказывать услуги по приёмке, подработке, хранению и отгрузке зерновых и масличных культур, в соответствии с установленными в РЗС принципами и методами оценки, а также повышение уровня прозрачности и открытости предприятий хлебопродуктов. Это существенно снизит риски поклажедателей и создаст необходимые предпосылки для развития цивилизованного рынка торговли зерном и семенами масличных культур в РФ.
Таким образом, рейтинг представляет собой оценку относительных перспектив исполнять рейтингуемым предприятием принятые на себя текущие обязательства и его способности принимать новые обязательства. Рейтинг, присваиваемый предприятию РЗС, является среднесрочным и отражает мнение Союза об уровне способности рейтингуемого предприятия выполнять свои услуги на срок не более 1 года. При присвоении рейтинга РЗС использует стандартную национальную шкалу (см. таблицу).
Национальная рейтинговая шкала Российской Федерации
Подкласс рейтинга | Характеристика | Уровень риска |
A++ | Максимально высокая степень надёжности | Риск несвоевременного выполнения обязательств минимальный |
A+ | Очень высокая степень надёжности | Риск несвоевременного выполнения обязательств незначительный |
A | Высокая степень надёжности | Риск несвоевременного выполнения обязательств низкий, вероятность реструктуризации долга или его части минимальная |
B++ | Удовлетворительная степень надёжности | Риск несвоевременного выполнения обязательств невысокий, вероятность реструктуризации долга или его части незначительный |
B+ | То же | Риск полной или частичной реструктуризации долга низкий |
B | >> | Риск полной или частичной реструктуризации долга невысокий |
C++ | Низкая степень надёжности | Риск полной или частичной реструктуризации долга значителен |
C+ | То же | Риск полной или частичной реструктуризации долга высок |
C | >> | Риск невозврата долга значительно высок |
D | Неудовлетворительная степень надёжности | Дефол |
Кому нужен рейтинг?
Предприятия хлебопродуктов. Рейтинг-лист РЗС будет регулярно публиковаться в ведущих электронных и печатных отраслевых СМИ. Получение рейтинга благоприятно скажется на имидже предприятий хлебопродуктов (элеваторов, хлебоприёмных предприятий, хлебных баз, комбинатов хлебопродуктов). Рейтинг рассматривается участниками рынка, регуляторами и клиентами как важный индикатор транспарентности. Поскольку рейтинг, как источник независимой экспертной оценки, будут использовать банки и страховые компании, то итоговый высокий рейтинг (А и выше) будет достаточно весомым дополнительным аргументом в сторону снижения ставок кредитования и тарифов страхования.
Банки и страховые компании. Среди главных причин необходимости рейтинга для финансовых институтов можно выделить следующие:
Δ один из инструментов оценки клиента – критерии рейтинга учитывают наиболее существенные аспекты деятельности предприятия и могут быть применимы ко всем предприятиям хлебопродуктов. Единый системный подход к оценке рейтингуемого предприятия позволяет сделать вывод о его способности исполнять принятые на себя обязательства;
Δ формирование эффективной группы клиентской базы – предприятия с рейтингом А и выше являются потенциально эффективными заёмщиками;
Δ снижение рисков кредитования и страхования – указанные причины создадут синергетический эффект, что существенно снизит риски;
Δ повышение уровня прозрачности и открытости рынка – минимизация рисков мошенничества и манипуляций с отчётностью.
Государство. Для всех участников рынка появляется понятная мера оценки предприятия, что позволит в дальнейшем, на основе рейтинговой оценки, принимать решения о хранении на предприятии интервенционного зерна и государственных резервов.
Методика расчёта рейтинга
В целях формирования правильного экспертно-аналитического суждения о рейтинге РЗС использует следующую предоставленную информацию:
- от рейтингуемого предприятия;
- внутреннюю от РЗС;
- из открытых источников.
Базой для присвоения рейтинга является модель, представленная набором количественных и качественных показателей. При этом учитываются наиболее важные и значимые для определения состояния предприятия факторы.
Одна из главных задач при составлении рейтинга – построение сбалансированной системы показателей. Сосредоточенное внимание только на финансовых показателях не даёт полной картины состояния предприятия, не позволяет построить точный прогноз его развития. Поэтому необходимо использовать и нефинансовые показатели, которые должны не только дополнять финансовые, но и приводиться в логической связи с ними. Сбалансированная система показателей дополняет систему финансовых параметров уже свершившегося прошлого, а также:
- указывает, откуда берётся рост доходов;
- какие клиенты его обеспечивают;
- выявляет те ключевые бизнес-процессы, на усовершенствовании которых должно сосредоточиться предприятие.
При составлении групп показателей и критериев оценки предприятия учитывались мнения всех участников рынка отрасли хлебопродуктов, а именно, бизнес-сообщества, банковских и страховых компаний, а также использовались результаты научных исследований в области технологии и организации хранения зерна и семян масличных культур. Более того, консалтинговую поддержку обеспечивала известная во всём мире компания KPMG. В основу аналитической модели присвоения рейтингов заложены принципы оценки с учётом особенностей рынка предприятий хлебопродуктов.
Такой подход устанавливает взаимосвязь ключевых критериев и факторов рейтинга, объединяет их в единую систему и определяет влияние ключевых факторов. В методологическом подходе присвоения подкласса рейтинга учитывается комбинация статистических и экспертных принципов, максимально формализованных по критериям оценки (см. рисунок).
Направления оценки рейтинга
Обозначенные на рисунке факторы (направления) включают в себя как показатели, определяющие состояние материально технической базы, технологических процессов, лаборатории предприятия, так и финансово-экономические показатели за определённый промежуток времени. При оценке состояния материально-технической базы учитывается как работоспособность самих механизмов, так и их производительность. Это касается и технологических процессов, включающих аспирационные сети, сушилки, системы очистки зерна и семян масличных культур. При составлении рейтинга предприятия также оценивается его состояние и ведение количественно-качественного учёта.
Следует отметить, что при разработке рейтинга будет учитываться опыт существующих отечественных и международных рейтинговых агентств.
Для аудита Национального рейтинга предприятий хлебопродуктов, привлечена независимая компания KPMG, которая, по версии рейтингового агентства «Эксперт РА», является одной их крупнейших аудиторско-консалтинговых групп в России в 2015 г.