Российский Зерновой Союз создаёт Саморегулируемую организацию «Союз хранителей зерна»
На протяжении десятилетий элеваторно-складское хозяйство строилось и организовывалось в Российской Федерации в целях выполнения следующих задач:
- приёмка зерна, продаваемого государству совхозами и колхозами, а также и контрагентами (потребительской кооперацией);
- сохранение всего принятого зерна, без количественных и качественных потерь;
- улучшение качества зерна путём очистки, сортирования, сушки и вентилирования, доведением его до уровня требований, предъявляемых потребителями, и в соответствии с назначением;
- бесперебойное снабжение промышленности и населения зерном и продуктами его переработки требуемого качества и в количестве, согласно государственному плану.
- длительное хранене хлебного резервного фонда государства.
Для этого в регионах были построены линейные, пристанские хлебоприёмные предприятия, располагающие как элеваторной, так и складскими ёмкостями и оснащённые необходимыми техническими средствами. Дополнительно к ним, для работы с совхозами и колхозами, расположенными на значительных расстояниях от станционных и пристанских хлебоприёмных предприятий, элеваторов, были введены в эксплуатацию глубинные хлебоприёмные предприятия.
Следующий этап – отпуск зерна и зернопродуктов потребителям. Через производственные элеваторы и склады зерно, в соответствии с разнарядками по государственному плану, передавалось на зерноперерабатывающие предприятия, откуда выработанную из зерна готовую продукцию отпускали потребителям напрямую или через реализационные базы. Последние, в соответствии с установленными государством лимитами, снабжали зерном и зернопродуктами торговую сеть, Советскую Армию, предприятия общественного питания, хлебопекарную, кондитерскую, макаронную и многие другие отрасли пищевой промышленности.
Портовые элеваторы, в свою очередь, были ориентированы на импорт зерновой продукции.
В период активного строительства крупных линейных элеваторов (середина 70-х - начало 90-х годов ХХ в.) все эти факторы были учтены.
Но, начиная с конца 90-х годов, ситуация стала меняться. Предприятия, возникшие на базе бывших совхозов и колхозов и занимающиеся производством зерна, все чаще стали строить собственные зерносклады. Причина заключалась в том, что по причине отсутствия сложившейся годами системы государственного регулирования отрасли действующие хлебоприёмные предприятия и элеваторы всё чаще завышали расценки на оказание услуг по приёмке, определению качества и массы зерна (взвешивание), по очистке, сушке, хранению и отгрузке (отпуску) зерна. Это привело к оттоку зерна с этих предприятий. И сегодня зернопроизводители готовы в ряде случаев потерять выращенное зерно на собственных зерноскладах в первую очередь из-за некачественной организации технологии хранения, чем завозить его на предприятия, которые изначально для этого предназначены. Вследствие такой порочной практики, действующие хлебоприёмные предприятия, элеваторы не дополучают объёмы зерна на хранение, их загруженность в течение года составляет 20–25% (не более) от общей ёмкости зернохранилищ. К тому же, в построенных в 80-90-х годах прошлого столетия крупных линейных, пристанских хлебоприёмных предприятиях, располагающих элеваторной и складскими ёмкостями и оснащённых необходимыми техническими средствами, стало всё чаще снижаться качество оказываемых услуг по приёмке, подработке, сушке, хранению и отпуску/отгрузке зерна при отсутствии явной конкуренции со стороны идентичных предприятий (удалённость объектов свыше 150 км друг от друга). Одновременно они регулярно повышали расценки на оказываемые услуги по хранению.
В следствии этого стало развиваться массовое строительство в хозяйствах зерноскладов, которые не оборудованы необходимыми устройствами и механизмами, позволяющими принимать, подрабатывать, сушить, соблюдать температурный режим в процессе хранения и обеспечивать требуемое вентилирование зерновых масс, т.е. не предназначены для длительного хранения зерна. Все это привело к потерям качества и количества зерна в процессе хранения на таких зерноскладах. Точный объём потерь варьируется в достаточно значительном диапазоне, в зависимости от региона.
В итоге, крупные линейные, пристанские хлебоприёмные предприятия, располагающие элеваторной и складскими хранилищами и оснащённые необходимыми техническими средствами, из-за отсутствия требуемых объёмов стали утрачивать прежний статус при оказании услуг хранения.
Потери зерновых масс в процессе хранения на зерноскладах хозяйств и снижение качества оказываемых услуг по организации комплекса работ, связанных с хранением зерна на действующих хлебоприёмных предприятиях, элеваторах, вызывают озабоченность Российского Зернового Союза.
С целью выхода из сложившейся непростой ситуации Российский Зерновой Союз, в соответствии с законом № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и готовящимся законопроектом «О зерновых товарных складах общего пользования», который в настоящее время находится на согласовании в Правительстве, создаёт саморегулируемую организацию (СРО) – Союз хранителей зерна.
Законопроект «О зерновых товарных складах общего пользования» получил поддержку как бизнес-сообщества, заинтересованного в гарантированном качественном хранении зерновых и масличных культур, повышении уровня безопасности и устойчивости предприятий, так и Минсельхоза РФ, Минпромторга РФ, ФАС, Минсвязи РФ, Минфина РФ, Минюста РФ и других федеральных органов исполнительной власти.
Положения законопроекта «О Зерновых товарных складах общего пользования», в целом, направлены на создание благоприятных условий для развития рынка услуг по хранению национального достояния, защиты прав и интересов физических и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную деятельность в данной области.
Участие в СРО создаст необходимые условия для повышения уровня безопасности и устойчивости предприятий, послужит гарантией высокой сохранности зерновых и масличных культур, повысит инвестиционную привлекательность объекта, будет способствовать снижению ставок на страхование и кредитование, а также увеличению объёмов хранения и оборота зерна за сезон у предприятий, входящих в СРО.
В итоге, это позволит предприятиям, входящим в СРО, получать дополнительные конкурентные преимущества, наращивать маржинальный доход и повышать финансовую ликвидность.
Концепция СРО
Проект Федедрального закона «О зерновых товарных складах общего пользования» вызвал интерес у банковского сообщества, Группы «Московская Биржа НТБ», АО «ОЗК», страховых организаций, агрохолдингов, крестьянских фермерских хозяйств, транснациональных компаний, работающих в агросфере, экспортёров, трейдеров и других участников рынка, как инструмент роста надёжности, безопасности и уверенности в обеспечении сохранности зерновых и масличных культур у предприятий, входящих в СРО. В первую очередь это обусловлено следующим:
члены СРО самостоятельно устанавливают правила ведения хозяйственной деятельности, контролируют их соблюдение, применяют санкции к нарушителям, обеспечивают досудебное решение споров;
- снижаются административные барьеры и государственное вмешательство в экономику;
- с рынка товаров и услуг уходят недобросовестные участники;
- интересы членов СРО будут более системно представлены во взаимоотношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления;
- доступность кредитования – при создании СРО «Союз хранителей зерна» поставлены задачи привлечения инвестиций для строительства, технического перевооружения и развития предприятий хлебопродуктов;
- повышение координации деятельности участников рынка в рамках СРО и, как результат, эффективное функционирование зерновых складов, их объединений;
- введение предлагаемого законопроектом регулирования приведёт к созданию единой правовой, экономической и организационной базы для развития рынка услуг по складскому хранению зерна, формированию целостной регулятивной системы в отрасли и более активному развитию системы кредитования под залог складских документов на зерно;
- СРО организует профессиональное обучение, готовит кадры, проводит аттестацию работников входящих в неё предприятий, сертификацию произведённых товаров (работ, услуг);
- инвестиционная привлекательность предприятия, входящего в СРО, как объекта, где обеспечен высокий уровень безопасности, надёжности, устойчивости и гарантирована высокая степень сохранности зерновых и масличных культур;
- ни один законопроект или иной нормативный акт в этой области не может быть принят без участия СРО в соответствии с Федеральным законом № 315 «О саморегулируемых организациях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016 г.).
Миссией СРО «Союз хранителей зерна» будет защищены интересы широкого круга участников аграрного рынка (хранителей, поклажедателей, потребителей зерновых и масличных культур), повышена доступность кредитов и инвестиционной привлекательности отрасли, увеличена конкурентоспособность российского зерна и продуктов его переработки, а также созданы необходимые правовые, экономические и другие условия для наиболее эффективной деятельности и взаимодействия участников агропродовольственного рынка.
Д.А. Лукьянов, директор Департамента сертификации предприятий хлебопродуктов РЗС
Тел.: 8 (499) 975-23-65.
Моб. тел.: +7-985-952-39-22
Эл. почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.