Россия,115093, Москва,
1-й Щипковский пер., 20.

+7 (495) 959-66-49 (редакция/бухгалтерия),
Эл. почта: khleb@khlebprod.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО О ЗЕРНЕ, МУКЕ И ХЛЕБЕ

Image

Россия – аграрная сверхдержава

Заседание Комиссии по контролю реализации предвыборной программы Всероссийской политической партии «Единая Россия»

 

В Москве 19.10.2017 г. прошло очередное заседание Комиссии по контролю за реализацией предвыборной программы Всероссийской политической партии «Единая Россия» под председательством Д.А. Медведева, главы Правительства РФ, председателя партии. В работе Комиссии приняли участие А.Н. Ткачёв, министр сельского хозяйства России, А.Г. Силуанов, министр финансов Российской Федерации, главы других министерств и ведомств, а также депутаты Государственной Думы, представители профильных объединений, отраслевых союзов, экспертного и научного сообществ.

На заседании Комиссии обсуждался раздел «Аграрная сверхдержава», в частности, были озвучены предварительные итоги реализации мероприятий данного раздела, приведены результаты, которых удалось достичь, и перечислены разделы, по которым сейчас идёт активная работа.

С экспертной оценкой на тему «Государственная поддержка агропромышленного комплекса и экспорта агропромышленной продукции» выступил А.Л. Злочевский, президент Российского Зернового Союза. Он отметил необходимость концентрации внимания на следующих аспектах: внутренней продовольственной помощи; развитии экспорта агропромышленной продукции; развитии инфраструктуры по хранению и логистике сельхозпродукции; фиксации долгосрочности проектов и правил поддержки в АПК; разработки и внедрения комплексной системы управления рисками в сельском хозяйстве.

Внутренняя продовольственная помощь

Включение в программу Всероссийской политической партии «Единая Россия», а также в Государственную программу развития сельского хозяйства раздела, посвящённого внутренней продовольственной помощи, позволит решить две важнейшие задачи:

  • сформировать платёжеспособный спрос на основные виды продовольствия, что особенно важно в ситуации сокращения реальных доходов населения, обуславливающего уменьшение объёмов потребления. Это позволит сформировать дополнительный спрос и, соответственно, повысить доходность сельхозпроизводства и переработки;
  • улучшить качество и разнообразие продуктов питания, а также, в целом, качество жизни части населения, прежде всего, социально незащищенных слоёв, в том числе, граждан, проживающих за чертой бедности.

Поскольку посредством увеличения спроса в рамках этого раздела будут создаваться дополнительные возможности реализации продукции предприятий АПК, в качестве источников могут быть частично использованы те средства, которые в настоящее время применяются для прямой поддержки АПК.

Сфокусированное развитие экспорта агропромышленной продукции

В ситуации низкого курса российского рубля, снижения доходов населения и насыщения внутреннего рынка продовольствием отечественного производства развитие экспорта должно стать новым драйвером развития сельского хозяйства.

Для этого необходимо внести изменения в Доктрину продовольственной безопасности и, по мере выполнения показателей самообеспеченности, формально закрепить экспортный приоритет российского АПК. Кроме того, требуется значительная работа по ряду нормативных требований (экспортные пошлины, техническое регулирование и контроль качества), которые в настоящее время существенно, а часто совершенно вразрез со здравым смыслом, ограничивают возможности экспорта продукции российского АПК. Необходимы новые финансовые инструменты экспорта, которые может реализовать Российский экспортный центр (РЭЦ), который позволит реализовать стратегию кредитования «сложных» экспортных контрактов. Например, требование Кубы – беспроцентная отсрочка платежа на год с момента поставки. В рамках такой модели с Кубой сотрудничают французские компании. У российских компаний привлечение низкопроцентных кредитов затруднено, а экспортёры не в состоянии брать на себя такую финансовую нагрузку.

Необходимо сконцентрировать усилия государственных органов власти на открытии для российских экспортёров рынков Бразилии и Китая, закрытых многоуровневой системой фитосанитарных барьеров (при этом рынки Бразилии открыты для Аргентины и США, а Китая – для Украины, Казахстана и Австралии), импортных пошлин (в случае с Бразилией – нулевая пошлина для стран Меркосур*) и квот (Китай).

Для государственных органов, отвечающих за развитие экспорта, в качестве ключевых показателей эффективности необходимо фиксировать те из них, которые связаны с открытием для экспорта тех или иных рынков. Особое внимание, как сказано выше, следует уделить Китаю, одному из крупнейших в мире импортёров продовольствия.

Необходимо также вводить новые механизмы поддержки экспорта продовольствия, в том числе финансовые, позволяющие финансировать экспортные контракты. Одним из приоритетов должно стать развитие экспортной инфраструктуры.

Развитие инфраструктуры по хранению и логистике сельскохозяйственной продукции

Важно акцентировать внимание на инфраструктуре хозяйств, что позволит сельхозпроизводителям хранить продукцию и не продавать её в период низких цен, а также избежать колоссальных потерь в качестве и количестве сельхозпродукции. Так, например, необходимо развивать элеваторные мощности для хранения зерна непосредственно в хозяйствах. Естественно, далеко не все сельхозпроизводители способны самостоятельно создать требуемые мощности, поэтому для данного направления может потребоваться государственное финансирование.

Фиксация долгосрочности проектов и правил поддержки в АПК

Следует зафиксировать долгосрочность направлений и правил поддержки. В АПК проекты фактически окупаются в течение 6–7 лет (не менее), а объёмы государственной поддержки планируются на один год в формате дополнительных объёмов финансирования. Правила постоянно меняются. В этом году субсидии были объединены по семи направлениям. Со следующего года запланирован переход на проектный подход, меняются правила софинансирования. Всё это не даёт уверенности инвесторам. В связи с этим принимаемая Государственная программа должна действовать не менее 7 лет не только в части целевых показателей, но и направлений и объёмов государственной поддержки.

Разработка и внедрение Комплексной системы управления рисками в сельском хозяйстве

Необходимо разработать и внедрить Комплексную систему управления рисками в сельском хозяйстве, основанную на передовых практиках ведущих сельскохозяйственных держав (интернет, технологии спутникового мониторинга, применение оптимальных технологических цепочек, привлечение финансирования производителей, оптимизация страховых продуктов).

В заседании Комиссии приняли участие и выступили: Б.А. Акимов, фермер и создатель проекта «Лавка-Лавка», – на тему «Комфортная среда обитания на селе»; Н.В. Шагайда, директор центра агропродовольственной политики РАНХиГС при Президенте РФ, – на тему «Долгосрочное регулирование, включая регулирование земельных отношений»; В.Л. Корочкин, вице-президент ОПОРЫ РОССИИ, – на тему «Модернизация отечественного сельхозпроизводства, контрольно-надзорная деятельность и управление рисками».

По итогам заседания Комиссии разработан перечень поручений исполнительным органам власти, Экспертному совету при Правительстве Российской Федерации и отраслевым союзам (ассоциациям) по выработке и представлению согласованных предложений.

 

Уважаемые члены Российского Зернового Союза!

Поздравляем Вас с наступающим 2018 годом!

Пусть грядущий год будет полон сбывшихся надежд, достигнутых целей и приятных открытий.

Желаем Вам и Вашим близким здоровья, успехов во всех начинаниях и исполнения желаний.

А.Л. Злочевский,

президент Российского Зернового Союза

 

* Меркосур (Mercosur или Mercosul) – общий рынок стран Южной Америки (Аргентины, Бразилии, Уругвая, Парагвая и Венесуэлы).