Государственная поддержка хлебопекарной отрасли – путь к решению важнейших проблем
Хлеб – один из основных видов продуктов питания в рационе большинства россиян. В России сегодня действует около 12 500 пекарен и 750 хлебозаводов,которые обеспечили в 2013 г. выработку 7 млн т хлебопекарной продукции. В настоящее время крупные и средние предприятия имеют достаточные производственные мощности для удовлетворения потребностей населения в необходимом объёме и ассортименте хлебобулочных изделий с учётом сложившегося уровня потребления. Коэффициент использования мощностей находится на уровне 39–41%. Однако в связи с удорожанием сырья, постоянным ростом тарифов на энергоносители (18–25%/год), износом оборудования и использованием низкотехнологических систем производства, растут индивидуальные издержки предприятий. Этим во многом объясняется частичное снижение производительности труда, недостаточно эффективное использование сырьевых, человеческих, временных, финансовых, энергетических и других ресурсов.
Согласно заявлениям полномочных представителей комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, в настоящее время эффективность производства остаётся на уровне, не позволяющем вести расширенное воспроизводство, а рентабельность производства хлеба на многих предприятиях – отрицательная и имеет тенденцию к снижению. Так, в начале 2013г. рентабельность большинства хлебопекарных предприятий составила менее 5%, что недостаточно для конкурентоспособного хозяйствования и ставит под угрозу дальнейшее развитие хлебопекарной отрасли. Под влиянием таких факторов как конкурентная борьба, инфляционные процессы, трудности с реализацией произведённой продукции из-за диктата сетевых ретейлеров, высокие ставки по кредитам приводят к банкротству и закрытию хлебопекарных предприятий, а также к росту социальной напряжённости.
Руководство Российского Союза пекарей неоднократно направляло многочисленные обращения в Правительство РФ, и в комитет Госдумы по аграрным вопросам, связанным спроблемой возврата поставщикам хлебопекарной продукции, заказанной и не реализованной в сетевых магазинах по истечению срока годности.
Хлеб и хлебобулочные изделия по автозаказам или повышенным заказам сетевых компаний поставляются в магазины, а затем вся нереализованная продукция возвращается поставщикам. Доля возвращаемого сетевыми контрагентами хлеба и хлебобулочных изделий с истекшим сроком реализации составляет в среднем 8–10%, а в отдельные периоды достигает 20%.
Ответственность за непродуманный заказ и возврат сетевые компании не несут, поскольку продукция возвращается по цене поставки. Возвратная продукция негативно влияет на экономику предприятия поставщика, поскольку такие объёмы переработать не возможно. Так, например, в 2013 г. ОАО «Серпуховхлеб» понёс убытки от возвратов продукции на 48 млн руб. Эти средства можно было бы использовать для замены изношенного оборудования.
В целях преодоления диктата сетей по условиям заключения договоров, поставки, оплаты и возврата продукции руководство Российского Союза пекарейвыступает с инициативой внести изменения в Федеральный Закон № 381-ФЗ от 28.12.2009 г. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», предусматривающей полный запрет на возврат более 2% закупленного торговыми организациями хлеба и хлебобулочной продукции, а также обязательное условие обратной реализации торговыми организациями хлеба и хлебобулочной изделий с истекшим сроком годности (в рамках 2%) поставщикам / производителям с 50%-ной скидкой от цены закупки.
Кроме того, приравнивание хлебопекарных предприятий к сельхозтоваропроизводителям придаст им статус сельскохозяйственных предприятий, позволит снизить ставки единого социального налога для хлебопекарных и мукомольных предприятий до 10%, отменить налог на прибыль, учитывая особое социальное значение отрасли и удельный вес заработной платы в себестоимости продукции.
Минсельхозом России внесены проекты федеральных законов «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (далее – законопроект о переработке сельхозпродукции) и «О внесении изменений в ст. 14 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» (далее – законопроект о закупочных интервенциях).
Предлагаемые законопроектом о переработке сельхозпродукции изменения распространяют предусмотренное для сельскохозяйственных товаропроизводителей направление государственной поддержки обеспечения доступности кредитных ресурсов для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и её реализацию, доля дохода которых от реализации таких продуктов составляет не менее 70% за календарный год.
Законопроект о закупочных интервенциях направлен на уточнение полномочий Правительства в части установления порядка приобретения сельскохозяйственной продукции у сельскохозяйственных товаропроизводителей в процессе проведения государственных закупочных интервенций путём закупки или проведения залоговых операций.
На заседании Правительства РФ 11 сентября 2014 г. были приняты следующие решения:
- Одобрить с учётом состоявшегося обсуждения проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
- Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в ста. 14 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.