Россия,115093, Москва,
1-й Щипковский пер., 20.

+7 (495) 959-66-49 (редакция/бухгалтерия),
Эл. почта: khleb@khlebprod.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО О ЗЕРНЕ, МУКЕ И ХЛЕБЕ

Image

Российский союз пекарей

Информационное сообщение (23.10.14)

В Государственной Думе РФ 23 октября 2014 г. под председательством заместителя председателя Комитета по аграрным вопросам С.А. Доронина состоялось заседание, посвящённое теме «Продовольственные санкции: как существенно увеличить выпуск продукции сельского хозяйства».

В прозвучавших на заседании выступлениях было отмечено, что основой всех государственных программ в области продовольствия всегда должно быть зерно, как решающий фактор развития сельского хозяйства страны. Сегодня уровень продовольственной независимости России по зерну оценивается в 108%. Страна перешагнула порог самообеспечения зерном, установленный Доктриной продовольственной безопасности РФ, и вошла в тройку ведущих мировых стран-экспортёров зерна. Однако довольствоваться этим рано. Важно оптимизировать структуру производства зерновых, в первую очередь пшеницы и ржи, повысить требования к качеству зерна продовольственного назначения, а также его сохранность и эффективность переработки. Необходимо стимулировать производство и повышение качества продовольственного зерна, особенно для внутреннего потребления. В свою очередь, сокращение импорта и наращивание собственного производства мяса и молока невозможно без роста объёмов собственного производства комбикормов, а следовательно, и зерна фуражного назначения.

За последние 20 лет в России существенно снизилось качество зерна. Сегодня сельхозпредприятия выращивают в основном пшеницу низших классов, сильной пшеницы в общем урожае практически менее 1%. Зерна пшеницы 3-го класса, в основном используемого для производства муки хлебопекарного назначения, производится недостаточно. Мельзаводы вынуждены вырабатывать хлебопекарную муку из зерна пшеницы 4-го и 5-го класса, которое, в общем-то, является фуражным. В то же время в Канаде, США, Австралии, Великобритании, Франции, Германии, Казахстане и в других зернопроизводящих странах постоянно проводится работа по повышению качества зерна. Правительства этих стран постоянно, даже в кризисное время, контролируют и поддерживают решение данного вопроса.

Для обеспечения комбикормов белковой и углеводной составляющими, источником которых является зерно, необходимо сокращать импортозависимость от фуражных культур, в первую очередь, и от продуктов их переработки – во вторую. Необходимо развивать отечественное производство соевых шротов, изолятов, муки и других ингредиентов в составе комбикормов.

Для производства высококачественного продовольственного и фуражного зерна необходим платёжеспособный внутренний спрос, который способен обеспечить эффективную реализацию продукции и высокую рентабельность производства. Это возможно только при постоянной государственной поддержке роста внутреннего спроса и регулирования рынка зерна. Поддержка сельхозпроизводителей всеми доступными мерами должна быть отражена в государственной программе развития сельского хозяйства. Причём важно, чтобы предусмотренное проектом увеличение ресурсного обеспечения зерновой отрасли направлялось не на укрепление финансового блока страны, а в реальный сектор экономики – сельхозпроизводителям, зернопереработчикам и предприятиям пищевой промышленности.

Кроме того, зерно необходимо не только произвести в нужном объёме и обеспечить его качество, но его нужно убрать, сохранить, правильно и эффективно переработать в муку, чтобы хлебопекарные предприятия  могли выпекать хлеб и хлебобулочные изделия высокого качества в целях улучшения структуры питания населения и обеспечения здоровья нации. Для этого отраслевое сообщество перерабатывающих и пищевых предприятий, в том числе Российский Союз пекарей, многократно обращалось в Правительство РФ, в Государственную Думу РФ и в Министерство сельского хозяйства РФ о внесении в федеральный закон №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и в другие законодательные акты изменений, касающихся государственной поддержки предприятий по переработке сельхозпродукции.

На заседании было отмечено, что для реализации потенциала российского сельского хозяйства, для значительного увеличения объёмов производства сельхозпродукции и стимулирования привлечения  инвестиций в отрасль требуется внести изменения в действующую нормативную правовую базу, в том числе в Доктрину продовольственной безопасности РФ, в ФЗ «О развитии сельского хозяйства», в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг.

По результатам заседания Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам рассмотрел проект Федерального закона №611445–6 «О федеральном бюджете на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.» (далее – проект федерального бюджета), внесённый Правительством РФ, и отметил следующие особенности.

В проекте федерального бюджета на 2015–2017 гг. предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг.: в 2015 г. – 167 864,1 млн руб.; в 2016 г. – 166 551,1 млн руб.; в 2017 г. – 194 668,4 млн руб.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 6.08.2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 7.08.2014 г. № 778 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6.08.2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 11.08.2014 г. № ДМ-П11-6060, обусловленное необходимостью наращивания темпов роста производства сельскохозяйственной продукции в целях ускоренного импортозамещения Минсельхоз России внёс на рассмотрение проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг.», согласно которому для реализации мероприятий, направленных на ускоренное импортозамещение, необходимо выделить дополнительные бюджетные ассигнования на 2015–2020 гг. в размере 625,7 млрд руб., в том числе 77,5 млрд руб. на 2015 г.

Депутаты Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам в целом поддерживают представленный Минсельхозом России проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг.» и считают необходимым предусмотреть в представленном проекте федерального бюджета дополнительные ассигнования в 2015 г.на обеспечение мероприятий (дорожной карты) по содействию импортозамещеню в сельском хозяйстве, утвержденных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2.10.2014 г. № 1948–р.

Дополнительные ассигнования необходимо направить на развитие овощеводства, животноводства, селекции и семеноводства, а также на строительство оптово-распределительных центров.

В целях укрепления материально-технической базы АПК и достижения заложенных в Государственной программе целевых индикаторов по обновлению парка сельхозтехники Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам счёл целесообразным предусмотреть в бюджете ассигнования на субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат по обеспечению технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства.

Увеличение объёмов производства сельскохозяйственной продукции и повышение её конкурентоспособности невозможны без сохранения трудовых ресурсов и улучшения уровня и качества жизни на селе, что, в свою очередь, является основной задачей Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий». В связи с этим, по мнению депутатов, необходимо увеличить финансирование мероприятий данной целевой программы.

Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять проект Федерального закона № 611445–6 «О федеральном  бюджете на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.» в первом чтении при условии учёта перечисленных выше предложений и замечаний, и просит внести в проект Постановления Государственной Думы о принятии в первом чтении проекта Федерального закона № 611445–6 пункт следующего содержания:

«Комитету Государственной Думы по бюджету и налогам совместно с Правительством Российской Федерации при подготовке к рассмотрению проекта Федерального закона № 611445–6 «О федеральном бюджете на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.» во втором чтении рассмотреть вопрос о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на 2015 г. на:

·техническую и технологическую модернизацию и создание инфраструктуры агропродовольственного рынка;

·поддержку социального развития села;

·развитие подотраслей сельского хозяйства, ориентированных на ускоренное импортозамещение.