Россия,115093, Москва,
1-й Щипковский пер., 20.

+7 (495) 959-66-49 (редакция/бухгалтерия),
Эл. почта: khleb@khlebprod.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО О ЗЕРНЕ, МУКЕ И ХЛЕБЕ

Image

Российский союз пекарей

Информационное сообщение о заседании Правления РСП от 21.06.2016 г.

 

Очередное заседание членов Правления Российского Союза пекарей во главе с президентом В.Л. Чешинским состоялось 21.06.2016 г. В повестку дня заседания были включены следующие вопросы:

  1. о подготовке и отправке предложений и обоснований в редакцию проекта постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий» (СН 2.3.4…-16);
  2. о подготовке к принятию во втором чтении проекта федерального закона № 704631-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечению продовольственной безопасности»;
  3. о видах на урожай 2016 г. и ситуация на рынке зерна, муки и хлеба.

По первому вопросу повестки дня помощник президента Союза Н.С. Конотоп проинформировала членов Правления о том, что в середине мая 2016 г. от Союза в Департамент оценкирегулирующего воздействия МинэкономразвитияРоссии были направлены предложения и обоснования в редакцию проекта постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий». На портале Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России 06.06.2016 г. была размещена информация о том, что Минэкономразвития России выпустило отрицательное заключение ОРВ на вышеуказанный проект СанПина. Требования, предъявляемые в проекте постановления, излишне детализированы, выходят за рамки действия санитарно-эпидемиологических правил и могут повлечь существенную нагрузку на бизнес и необоснованные ограничения предпринимательской деятельности в части расширения ассортимента продукции и модернизации производства. Среди замечаний к документу избыточность требований к очистке контейнеров по сбору мусора и твердых отходов при их заполнении на 2/3 объёма;  требование по срокам обработки и дезинфекции резервуаров с водой, которые используются в часы наибольшего потребления или в аварийных ситуациях; недостаточная конкретика требований по содержанию в воздухе вредных веществ (например, взвеси мучной или сахарной пыли) и др.

Проект постановления также затрагивает вопросы гигиены труда и принципы распределения должностных обязанностей сотрудников, которые не являются его предметами регулирования. А условия хранения сырья и готовой продукции уже установлены техническими регламентами Таможенного Союза. Поскольку практически все сырье, используемое для производства хлеба, является пищевой продукцией, подлежащей оценке соответствия в форме декларирования (растительное и масложировое сырье) и ветеринарной сертификации (яйца, молоко), то условия и сроки хранения содержатся в информации, которой должна сопровождаться пищевая продукция.

Излишняя детализация несет риски распространения требований на другие виды продукции и может не соответствовать условиям, устанавливаемым изготовителем. Документ также содержит требования к технологическим операциям по разгрузке муки и конструкциям оборудования, к рецептуре и технологическим операциям. При этом разработчик не учитывает модернизацию и использует требования тридцатилетней давности. Кроме того, в документе есть масса требований к зданиям и сооружениям, технологическим процессам, работе сотрудников и хранению продукции, которые не могут быть включены в СанПин, поскольку должны содержаться в других нормативных правовых актах.

Документ необходимо переработать, не только исходя из привычных технологий, но и с учетом современной модернизации производства хлебобулочных изделий».

По второму вопросу повестки дня В.Л. Чешинский, президент РСП, проинформировал членов Правления о том, что проект Федерального закона № 704631-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности», подготовленного Комитетом ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству (далее – Законопроект-2) готов к принятию во втором чтении. При этом по сути была видоизменена сама концепция законопроекта, принятого в первом чтении. Так, Законопроектом-2 устанавливается, что закон вступает в силу с 01.01.2017 г., а основополагающие положения, в том числе касающиеся размера вознаграждения и сроков оплаты, с 01.07.2017 г. Данная норма противоречит как поправкам Правительства РФ, так и итогам совещания у Президента РФ 20.04.2016 г.

Законопроект, принятый в первом чтении, предусматривал категорический запрет на выплату хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность, иных видов вознаграждения, не предусмотренных Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Представленная редакция Законопроекта-2 не предусматривает полного запрета, что на практике позволит хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность, получать иные виды вознаграждения.

Законопроектом-2 предлагается сохранить действующую норму, регулирующую условия о возврате товаров, не проданных по истечении определенного срока. Вместе с тем, на практике такая норма постоянно создает проблему во взаимоотношениях хлебопекарных предприятий с торговыми сетями, поскольку возврат хлеба и хлебобулочных изделий по истечении срока годности был разрешен соответствующими Санитарными правилам и нормами. На сегодняшний день в отдельных торговых точках возврат не реализованной продукции доходит до 78%. В целях исключения подобных ситуаций, в законопроекте должна быть установлена норма, согласно которой возврат товара допускается при условии, если это предусмотрено только Федеральным законом РФ.

По третьему вопросу повестки дня В.Л. Чешинский, президент РСП, сделал обзор ситуации на зерновом рынке России. Согласно приведённым данным экспорт зерна из РФ на середину июня 2016 г. составляет 36,526 млн т, при этом на элеваторах и мелькомбинатах ощущается острый дефицит качественного зерна пригодного для хлебопечения. Во многих регионах отсутствуют запасы обдирной и сеяной ржаной муки и их страховые резервы. Поставки ржаной муки в настоящее время ведутся из Республики Беларусь. Все это, за последние несколько месяцев привело к развитию сложнейшей ситуации, связанной с ценообразованием на зерно, муку и хлебопекарную продукцию. По сравнению с началом 2016 г.:

- цены на зерно выросли на 28%;

- цены на пшеничную муку в среднем на 15%, ржаную муку – на 71%.

В сельскохозяйственном сезоне 2016–2017 г. прогнозируется дальнейший рост цен на зерно и муку при запланированном Минсельхозом России урожае зерна 105–106 млн т. Рост затрат на производство хлеба за I полугодие 2016 г. составил 15,5%, при этом торговые сети категорически отказываются повышать цены на хлеб и хлебобулочные изделия, ссылаясь на то, что хлеб относится к социально значимым товарам. Большинство хлебопекарных предприятий России уже неспособны компенсировать за счёт мобилизации собственных ресурсов растущие затраты на сырье и тарифы естественных монополистов, предоставлять товарные кредиты торговым предприятиям. Показатели рентабельности многих хлебопекарных предприятий по производству массовых сортов хлеба имеют 1% либо отрицательные значения. При высокой доле массовых сортов хлеба в общем объеме производства это обстоятельство ставит под угрозу способность предприятий к дальнейшему развитию. Формирование цен на хлебобулочные изделия до сих пор не отвечает рыночным механизмам и логике защиты интересов отечественного товаропроизводителя, как основного налогоплательщика.В результате в нынешних условиях рыночная цена нарезного батона весом 400 г составляет 25–30 руб., объективная же стоимость должна быть в 2 раза выше.

По итогам заседания членов Правления Российского союза пекарей были приняты следующие решения.

В письменном виде обратиться к А.Ю. Поповой, Главному государственному санитарному врачу РФ, с предложением провести трехстороннюю рабочую встречу совместно с В.Л. Чешинским, президентом Российского союза пекарей, и А.П. Косованом, директором ФГАНУ НИИ хлебопекарной промышленности, в целях привлечения руководителей предприятий отрасли и специалистов института к исправлению редакции проекта постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий» (СН 2.3.4…-16) и включении в новый документ пунктов о полном исключении возвратов из торговых сетей хлеба и хлебобулочных изделий не реализованных в пределах сроков годности и возложение ответственности за их переработку и (или) утилизацию на конечного потребителя.

Совместно с Российским Союзом мукомольных и крупяных предприятий открытым письмом обратиться к А.Н. Ткачеву министру сельского хозяйства РФ, с целью привлечения внимания к проблемам мукомольной и хлебопекарной отраслей.