Россия,115093, Москва,
1-й Щипковский пер., 20.

+7 (495) 959-66-49 (редакция/бухгалтерия),
Эл. почта: khleb@khlebprod.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО О ЗЕРНЕ, МУКЕ И ХЛЕБЕ

Image

Российский союз пекарей

Хлебопекарная отрасль: проблемы и пути их решения

Российский Союз хлебопекарной промышленности (до 2.12.2013 г. – Российский Союз пекарей) создан в 1993 г.Это – общественная некоммерческая организация, членами которой являются руководители предприятий и организаций, предприниматели (работодатели), учёные и специалисты, занимающиеся проблемами хлебопекарной промышленности, а также общественные объединения пекарей в регионах.

На долю хлебозаводов, входящих в состав Союза, приходится более половины объёмов производства хлеба и хлебобулочных изделий. Деловые связи с Союзом осуществляются практически на всей территории Российской Федерации и за рубежом.

Активно работающий и эффективно лоббирующий интересы отрасли в Правительстве отраслевой Союз необходим предприятиям. Он помогает соблюдать интересы как хлебопекарной отрасли, так, в итоге, и потребителей её продукции, т.е. всего населения России. Значимая профессиональная консолидация в рамках Союза позволяет воздействовать на принятие необходимых для отрасли государственных и законодательных решений.

В настоящее время в хлебопекарной отрасли существует ряд явных, требующих первоочередного решения проблем, таких как: острый дефицит инвестиционных ресурсов, что ставит под вопрос не только широко­масштабную модернизацию, но и простое поддержание имеющихся мощностей в рабочем состоянии. Для поддержания в рабочем состоянии имеющихся производственных мощностей отрасли необходимоиметьминимум120 млрд руб.инвестиций.Замена же их намощности,отвечающие современным требованиям,потребуетне менее 100 млрд руб.инвестиций в течение длительного времени 10–15 лет.

На сегодняшний день покупателями, в основном крупными сетевыми торговыми компаниями, в условиях отсутствия какой-либо финансовой ответственности за объём заказа и возврат товара, ежедневно подаются максимальные заявки на поставку хлеба и хлебобулочных изделий, а вся нереализованная продукция возвращается по цене закупки поставщику. Хлебозаводы вынуждены выполнять заявки торговли под угрозой «драконовских» штрафов за недопоставку, а также впоследствии принимать возвраты. Такая обязанность зафиксирована в СанПиН 2.3.4.545–96 «Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий» (Постановление Госкомсанэпиднадзора РФ от 25.09.1996 г. №20). Большой объём возвращаемой продукции предприятия даже не могут переработать, т.е. ввести в состав вновь выпускаемой продукции, вследствие чего терпят огромные убытки, отправляя на корм скоту или не свалку гигантское количество хлеба.

Доля возвращаемого сетевыми контрагентами хлеба и хлебобулочных изделий с истёкшим сроком реализации составляет в среднем 8–10%, а в отдельные периоды достигает 20%.

Базой для создания СанПиН 2.3.4.545–96 послужили нормативные документы 1969, 1971 и 1980 гг. Их положения разрабатывались для принципиально иных экономических и хозяйственных условий и поэтому должны быть пересмотрены с учётом реалий рыночной экономики и частной собственности.

В марте 2014 г. руководство Российского Союза хлебопекарной промышленностиразработало и представило в аппарат правительство РФ конкретные предложения овнесении изменений в Федеральный закон от 28.12.2009 г. № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», предусматривающих полный запрет на возврат более 2% закупленного торговыми организациями хлеба и хлебобулочной продукции, и одновременно, в целях установления финансовой ответственности сетевых компаний за необоснованный заказ, законодательно установиить цену возвращаемой продукции, составляющей 50% от цены закупки.

Мукомольная, хлебопекарная и комбикормовая отрасли, являются важнейшими составляющими АПК страны, перерабатывающими более 70% зерна производимого в России. Это 3 главных «кита», на которых держатся пищевая и перерабатывающая промышленности. В развитых странах пищевая и перерабатывающая промышленности являются становым «хребтом» развития сельского хозяйства.

Государство до сих пор так и не взяло на себя функцию координатора деятельности зернового рынка, мукомольной и хлебопекарной отраслей, не регулирует ввод новых производственных мощностей, поэтому отрасли разбалансированы. С одной стороны, сегодня они представлены крупными предприятиями, оснащёнными, хотя и высокотехнологичным, но устаревшим и изношенным оборудованием, и производящими высококачественную муку, хлеб и хлебобулочные изделия. С другой стороны, они включают субъекты теневого рынка: множество мини-мельниц и мини-пекарен с примитивной технологией производства, не имеющих лабораторий для проверки качества входящего сырья и готовой продукции, работающих при отсутствии какого-либо государственного контроля их финансово-хозяйственной деятельности и качества выпускаемой продукции. Утрата конкурентной среды снижает загрузку мощностей крупных предприятий, что ведет к их разорению. Если в 2007 г., согласно статистическим данным, в стране работало 1200 крупных и средних хлебопекарных предприятий, то сейчас их количество сократилось до 700.Суммарная мощность предприятий снизилась почти на 2 млн т/год.

Кроме того, в РФ производится недостаточное количество хлеба и хлебобулочных изделий лечебного, профилактического и функционального назначения –чуть более 100 тыс. т/г при потребности 600–700 тыс. т/г.Необходима государственная поддержка по совершенствованию статистического учёта выпуска лечебных, профилактических и функциональных хлебобулочных изделий, включая сферы розничной торговли, общественного питания и малого бизнеса, четкое определение понятия лечебных, профилактических и функциональных хлебов и порядка учёта их отдельных групп, наименование которых будет гармонизировано с принципами построения международных классификаторов продукции и видов деятельности, и методики отнесения отечественных хлебобулочных изделий к данным группам. Предоставление возможности государственного финансирования социальной рекламы в целях доведения до населения объективной информации о полезных свойствах хлеба и хлебобулочных изделий, прежде всего лечебного, профилактического и функционального назначения.

Руководство Российского Союза хлебопекарной промышленностисчитает, что программа развития мукомольной и хлебопекарной отраслей должна быть адекватно отражена в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на период до 2020 г., и в перспективе получить статус национального проекта. Важно добиться, чтобы в сферу этого национального проекта вошли модернизация и техническое перевооружение мукомольной и хлебопекарной отраслей.

На совещании в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации 21.02.2014 г., посвященной теме «О плане мероприятий по развитию мукомольно-крупяной и хлебопекарной отраслей», был утвержден проект отраслевой целевой программы «Развитие хлебопекарной промышленности Российской Федерации на 2014–2016 г.», а также план мероприятий по развитию мукомольно-крупяной и хлебопекарной отраслей на 2014 г.

Благодаря совместной работе представителей Российского Союза хлебопекарной промышленности и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации 19.03.2014 г. был подписан приказ об утверждении отраслевой целевой программы «Развитие хлебопекарной промышленности Российской Федерации на 2014–2016 г.».

Документ был разработан в рамках реализации Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации до 2020 г. в целях обеспечения населения страны качественными хлебобулочными изделиями, расширения ассортимента выпускаемой продукции, а также повышения конкурентоспособности и финансовой устойчивости отечественных хлебопекарных предприятий.

Руководство Российского Союза хлебопекарной промышленности неоднократно вносило предложения о необходимости разработки Технического регламента Таможенного Союза «О безопасности хлеба и хлебобулочных изделий», благодаря чему Министерство сельского хозяйства РФ приняло комплекс мер, направленных на развитие хлебопекарной отрасли, и запланировало подготовку проекта данного технического регламента на сентябрь 2013 г. Совет Федерации также рекомендовал разработку отраслевого регламента.

Целесообразность разработки технического регламента продиктована проблемами безопасности основных продуктов питания – хлеба и хлебобулочных изделий и требованиями производства (изготовления), в том числе введением потребителя в заблуждение о производителях, подтверждения идентификации происхождением продукта, правил обращения продукта данной группы на рынке, хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации.