Россия,115093, Москва,
1-й Щипковский пер., 20.

+7 (495) 959-66-49 (редакция/бухгалтерия),
Эл. почта: khleb@khlebprod.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО О ЗЕРНЕ, МУКЕ И ХЛЕБЕ

Image

Российский союз пекарей

О возврате торговыми организациями поставщикам хлеба и хлебобулочных изделий, не проданных по истечении срока годности

(информационное сообщение)

 

Решение проблемы возврата торговыми организациями поставщикам хлеба и хлебобулочных изделий имеет важнейшее государственное и народнохозяйственное значение, так как позволит укрепить продовольственную безопасность страны, сохранив в зерновом балансе России до 2 млн т качественного зерна пшеницы и ржи, улучшить показатели качества и безопасности хлеба и хлебобулочной продукции, сохранить для хлебопекарной отрасли страны 45 млрд руб., что крайне важно и жизненно необходимо для обновления чрезвычайно изношенных основных фондов важнейшей и социально наиболее значимой отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности страны.

На сегодняшний день покупателями, в основном крупными сетевыми торговыми компаниями, в условиях отсутствия какой-либо финансовой ответственности за объём заказа и возврат товара, ежедневно подаются максимальные заявки на поставку хлеба и хлебобулочных изделий, а вся нереализованная продукция возвращается по цене закупки поставщику. Хлебозаводы вынуждены исполнять заявки торговли под угрозой «драконовских» штрафов за недопоставку, а также принимать впоследствии возвраты. Такая обязанность зафиксирована в СанПиН 2.3.4.545–96 «Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий», утверждённого. Постановлением №20 Госкомсанэпиднадзора РФ от 25.09.1996 г.). Возвращаемую продукцию, вследствие большого объёма, предприятия даже не могут переработать, т.е. ввести в состав вновь выпускаемой продукции, из-за чего терпят огромные убытки, отправляя на корм скоту или не свалку гигантское количество хлеба.

Доля возвращаемого сетевыми контрагентами хлеба и хлебобулочных изделий с истекшим сроком реализации составляет в среднем 8–10%,а в отдельные периоды достигает 20%.

Базой для разработки вышеуказанного СанПиНа послужили нормативные документы 1969, 1971 и 1980 г., положения которых разрабатывались для принципиально иных экономических и хозяйственных условий и поэтому должны быть пересмотрены с учётом реалий рыночной экономики и частной собственности.

Согласно действующему Гражданскому кодексу РФ, покупатель имеет право отказаться от исполнения договора поставки и вернуть поставленный товар, потребовав обратно уплаченную сумму, только в связис ненадлежащим исполнением обязательств поставщиком(передан товар ненадлежащего качества, без необходимой документации и т.д.).Если же поставщик исполнил свои обязательства надлежащим образом, закон не даёт покупателю права возвращать товар,Таким образом, налицо противоречие подзаконного (СанПиН) и законодательного (ГК РФ) актов. Данная норма закреплена и Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» (пункт «и» ч. 1 ст. 13).

Согласноп. 3.11.8.СанПиН 2.3.4.545–96, хлеб и хлебобулочные изделия по истечении сроков продажиподлежат изъятию из торгового зала и возвращаются поставщику как черствые. Тем самым на поставщика (производителя):

·       возлагается ответственность за переработку (утилизацию) или уничтожение некачественных пищевых продуктов независимо от того, что право собственности на указанные пищевые продукты перешло к торговой организации;

·     предопределяется необходимость включения в договоры отчуждения продукции хлебопекарной промышленности (купли–продажи, поставки) организациям торговли условия о последующем выкупе указанной продукции поставщиками (производителями) по истечении сроков реализации либо о заключении договоров о приобретении некачественных пищевых продуктов для последующей утилизации или уничтожения.

В марте 2014 г. Российский Союз пекарей разработал и представил в Правительство РФ конкретные предложения:

1.                  Инициировать внесение изменений в ФЗ № 381 от 28.12.2009 г. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», предусматривающих полный запрет на возврат более 2% закупленного торговыми организациями хлеба и хлебобулочной продукции.

2.                               Инициировать внесение изменений в ФЗ № 381 от 28.12.2009 г. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», предусматривающих обязательным условием обратной реализации торговыми организациями хлеба и хлебобулочной изделий с истекшим сроком годности (в рамках 2%) поставщикам / производителям с 50% скидкой от цены закупки.

3.                              Поручить Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека внести изменения в СанПиН 2.3.4.545–96, а именно, из абзаца 5 п. 3.11.8. необходимо исключить слова: «...и возвращаются поставщику как черствые».

4.                               Поручить Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека внести изменения в СанПиН 2.3.4.545-96, а именно, исключить п. 3.11.20. полностью, дополнив раздел 3.10 новым пунктом следующего содержания: «Хлеб и хлебобулочные изделия могут перерабатываться предприятием-изготовителем в виде мочки. В мочку могут поступать незагрязненные изделия без признаков микробиологической порчи. Мочка может быть использована только при выработке хлеба ржаного из обойной и обдирной муки, хлеба из ржано-пшеничной муки высшего, 1-го и 2-го сорта».

РуководствоРоссийского Союза пекарей считает, что предложенные поправки и изменения в законодательные и подзаконные акты позволят оптимизировать объёмы хлеба и хлебобулочных изделий, закупаемых торговыми организациями, значительно снизить объёмы утилизации продукции и в условиях современной международной обстановки достичь результатов, указанных в начале письма.

На указанные предложения из Департамента развития внутренней торговли, лёгкой промышленности и потребительского рынка Минпромторга РФ совместно с Роспотребнадзором и Минсельхозом РФ в Российский Союз пекарей был направлен ответ по вопросу возврата торговыми организациями поставщикам хлеба и хлебобулочных изделий, в котором сообщалось следующее.

1.               Принимая во внимание указанный объём возврата хлеба и хлебобулочных изделий с истекшим сроком реализации, требующих дополнительной переработки и (или) утилизации, а также социальную значимость хлебобулочных изделий, законодательное ограничение возврата хлеба и хлебобулочных изделий, не проданных по истечении определённого срока, заслуживает поддержки.

2.               Следует отметить, что на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона № 369817-6 «О внесении изменений в часть 1 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЭ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - законопроект), которым предлагается ограничить возврат хлебной продукции по истечении срока её годности.

3.               По мнению Минпромторга России, принятие законопроекта будет стимулировать торговые организации более взвешенно подходить к закупкам товара у поставщиков: поддержание оптимального ассортимента хлеба и хлебобулочных изделий в торговых организациях не будет производиться за счёт производителя, добросовестно выполнившего обязательства по поставке в торговую сеть заказанного объёма и ассортимента данной продукции.

4.               Что касается внесения изменений в СанПиН 2.3.4.545–96 п. 2.3.4. «Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий. Санитарные правила и нормы», утвержденный постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 25. 09. 1996 г. № 20, то Роспотребнадзор, как орган исполнительной власти, осуществляющий функции по разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, запланировал в 2014 г. пересмотреть данный документ.