Россия,115093, Москва,
1-й Щипковский пер., 20.

+7 (495) 959-66-49 (редакция/бухгалтерия),
Эл. почта: khleb@khlebprod.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО О ЗЕРНЕ, МУКЕ И ХЛЕБЕ

Image

Российский союз пекарей

Проект обращения аграриев в Государственные органы РФоб отмене льготы по налогу на прибыль и льготной ставки НДС для социально-значимых товаров аграрного сектора

В конце июля 2014 г. руководство Российского союза пекарей получило проект обращения аграрной общественности на имя Президента, премьера и председателей Государственной Думы РФ и Совета Федерации об отмене льготы по налогу на прибыль и льготной ставки НДС для социально-значимых товаров аграрного сектора. Обращение было составлено подгруппой по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексам Рабочей группы «Честная и эффективная экономика» Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» для комментариев, замечаний, предложений и окончательного согласования. В проекте обращения отмечено, что российский агропромышленный комплекс продолжает развиваться, преодолевая трудности. Для всех очевидны результаты последних 10 лет работы всей страны по поддержанию сельского хозяйства, благодаря чему ряд отраслей удалось возродить. Российские аграрные компании по уровню развития приблизились к крупнейшим зарубежным производителям. Сельское хозяйство в России становится более современным и конкурентоспособным, обеспечивая развитие других секторов российской экономики, но предстоит сделать ещё больше, чем сделано до сих пор.

Доля основных видов зарубежного продовольствия в потреблении населения нашей страны пока остаётся недопустимо высокой, что может ограничить возможности России в принятии независимых решений во внешней политике.

Приоритет развития АПК неоднократно поддерживался с самых высоких трибун. Именно поэтому аграрное сообщество с удивлением, озабоченностью и разочарованием воспринимает многочисленные непросчитанные, непродуманные и идущие вразрез с указанными установками инициативы некоторых руководителей регионов и Министерства финансов РФ, касающиеся налоговой политики в АПК.

Речь идёт о предоставлении права региональным властям самостоятельно определять ставку налога на прибыль сельхозпредприятий. Это означает отмену решения о бессрочном продлении льготы по налогу на прибыль, которое было принято в предвыборный период в 2012 г. после обсуждения в течение почти двух лет на площадках правительства, Государственной Думы, Совета Федерации и Российского союза промышленников и предпринимателей. Продление льготы преподносилось как одна из главных мер адаптации АПК к работе в условиях членства в ВТО. Понять и принять отказ от этого важнейшего инструмента поддержки аграрное сообщество не может.

В рамках членства России в ВТО существующая нулевая ставка по налогу на прибыль для сельхозпроизводителей является разрешённой мерой государственной поддержки сельского хозяйства. Увеличение налоговой нагрузки на фоне декларации о сохранении объёма государственной поддержки на уровне не ниже 2013 г., которое и без того не дотягивает до разрешённых ВТО объёмов, а в сопоставимых ценах не выполняется, снизит уровень государственной поддержки.

На фоне указанных инициатив становится непонятной логика разработки новых мер поддержки и корректировки Государственной программы развития АПК в 2013–2020 гг. Предложенные отраслевым и научным сообществом изменения должны будут скорректированы с учётом изменений системы налогообложения АПК.

Столь скорое и, главное, непредсказуемое изменение налогового режима противоречит заявлениям о необходимости долгосрочной, последовательной и предсказуемой политики по развитию АПК. Инвесторы не могут планировать свою деятельность в условиях постоянных изменений ключевых параметров деятельности.

Сегодня и без того ухудшается доступность кредитов на новые проекты. Реакция банков будет естественной и однозначной – пересмотр всех действующих кредитных договоров и бизнес-планов, отказ от одобрения кредитов для бизнес-планов, учитывающих льготу по налогу на прибыль и государственные субсидии, дальнейшее сокращение кредитования АПК, досрочное погашение кредитов.

Не просчитано и не прописано как часто, с какой периодичностью и на каком основании местные власти смогут менять ставку налога на прибыль, какие коррупционные риски нужно будет учитывать инвесторам.

Различные уровни ставки налога на прибыль создадут неравные условия для уже действующих производителей, что может привести к закрытию некоторых предприятий в «неконкурентоспособных» регионах. Или для всех установят ставку 18%.

Сельхозорганизации лишатся части собственных средств, необходимых для инвестиций в модернизацию и на расширение производства, что потребует привлечения для этих целей новых кредитов.Так, в хлебопекарную отрасль необходимо инвестировать 120 млрд руб., замена же имеющихся мощностей на современные потребует не менее 100 млрд руб. в течение 10–15 лет.

Дефицит квалифицированных бухгалтерских кадров делает практически невозможным правильный расчёт налога на прибыль, что повлечёт за собой многочисленные проверки и соответствующие наказания. Администрирование налога на уровне компаний приведёт к необходимости расширения бухгалтерской службы и к дополнительным расходам.

Порядка 32% сельхозпредприятий приносит более 60% прибыли в сельском хозяйстве. Именно на эти передовые, современные и двигающие вперёд отрасль предприятия и придётся основной удар.

Высокие доходы сельхозпредприятий позволяют привлекать на село необходимые квалифицированные кадры, создавая современное сельское хозяйство – наукоёмкое и инновационное.

Предложение Министерства финансов РФ об увеличении ставки НДС до 20% и об отмене льготной ставки 10% для социально-значимых товаров аграрного сектора приведёт к ухудшению экономической ситуации в целом, к потере конкурентоспособности сельхозпредприятий на внутреннем рынке и к росту цен на продовольственные товары. Последствия таких решений будут предсказуемы и печальны.

§Уменьшится число налогоплательщиков среди сельхозорганизаций и импортёров. Россия интегрирована в экономическое пространство ЕврАзЭС, в которое входят страны с более привлекательными, по сравнению с предлагаемыми 18–20%, ставками НДС (в Казахстане – 12%). Сократится прямой импорт в РФ, всё чаще товары для России будут проходить таможенное оформление не на территории РФ, вырастёт использование «серых» схем при перемещении товаров через границу РФ из стран Таможенного союза без уплаты НДС в российский бюджет. В итоге Россия потеряет налоги, а инвесторам станет выгодно создавать рабочие места на границах с РФ. Налицо потери конкурентоспособности.

§Увеличатся расходы и снизится выручка сельхозпроизводителей, работающих на едином сельскохозяйственном налоге, так как НДС по приобретаемым средствам производства включается в себестоимость, а реализация должна производится по цене за вычетом НДС от рыночной цены. Это приведёт к снижению финансовой устойчивости сельхозпроизводителей.

§Вырастут цены на продовольственные товары, что отразится на потребителе и вызовет интенсивный рост инфляции, ставки рефинансирования и стоимости кредитов, а это, в свою очередь, отрицательно повлияет на объём инвестиций в отрасль с использованием банковских ресурсов.

Руководство Российского Союза пекарей внесло в проект обращения следующее предложение: «Полностью поддерживаем, но в качестве альтернативного и дополнительного источника поступлений налогов в бюджет предлагаем включить абзац о борьбе с теневым сектором «производителей» продуктов питания и «института» посредников по НДС и фирм однодневок, а это сотни миллиардов рублей».