Россия,115093, Москва,
1-й Щипковский пер., 20.

+7 (495) 959-66-49 (редакция/бухгалтерия),
Эл. почта: khleb@khlebprod.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО О ЗЕРНЕ, МУКЕ И ХЛЕБЕ

Image

Российский союз пекарей

Современное состояние мукомольной и хлебопекарной промышленности России

В настоящее время положение в мукомольно-крупяной и хлебопекарной промышленности можно оценить как критическое. Негативные факторы накапливались годами, все обращения отраслевых союзов в органы государственного управления оставались без ответа.

На г. X съезде Российского Союза мукомольных и крупяных предприятий в сентябре 2012 г. и XIвнеочередном съезде Российского Союза пекарей в декабре 2013 г. вновь было всесторонне проанализировано состояние данных отраслей и выработаны меры по преодолению негативных тенденций, что должно было положительно сказаться на обеспечении населения страны высококачественными и безопасными хлебобулочными изделиями и хлебопродуктами.

Можно выделить следующие наиболее характерные негативные факторы для всех отраслей:

·        диспаритет цен на зерно и хлеб. В России цены на зерно в 2012/13 гг. увеличились на 40%, по сравнению со странами, входящими в ВТО, а цены на готовую продукцию, например, хлеб – уменьшились в 4 раза, чем в указанных странах. Динамика роста цен на продовольственную пшеницу 3-го класса с июля 2013 г. по март 2014 г. составила 40–50%, в зависимости от региональной специфики промышленного потребления и экспорта;

·        отсутствие государственного органа, отвечающего за эффективное функционирование мукомольно-крупяной и хлебопекарной отраслей и агропродовольственного комплекса в целом, в результате чего в стране не выработана государственная политика развития этих отраслей;

·        государство не обеспечивает координацию деятельности отраслей, не регулирует ввод новых производственных мощностей, поэтому отрасли разбалансированы. С одной стороны, они представлены крупными предприятиями, оснащенными, хотя и высокотехнологичным, но устаревшим и изношенным оборудованием, и производящими высококачественную муку, хлеб и хлебобулочные изделия. С другой стороны, в отраслях функционируют субъекты теневого рынка: множество мини-мельниц и мини-пекарен с примитивной технологией производства, не имеющих лабораторий для проверки качества входящего сырья и готовой продукции, работающих без государственного контроля их финансово-хозяйственной деятельности и качества выпускаемой ими продукции;

·        отсутствие стратегии развития мукомольно-крупяной и хлебопекарной отраслей, в результате чего государство не принимает решения по их реформированию и модернизации, не обеспечивает комплексный подход к созданию экономических, финансовых, научно-технических, кадровых, правовых и организационных предпосылок для инновационного развития предприятий отраслей и для их выхода на мировой конкурентоспособный уровень;

·        формирование нецивилизованного зернового рынка с активно развивающейся теневой составляющей. Такой рынок отличается нестабильностью и подвержен резким и значительным ценовым колебаниям, что не позволяет перерабатывающей промышленности планировать свою деятельность на долгосрочную перспективу, препятствует выходу российской продукции на мировой рынок;

·        существующий механизм проведения государственных интервенций не предполагает немедленного и автоматического реагирования на изменение ситуации на рынке и, как следствие, не способен стабилизировать рынок зерна;

·        отсутствие в стране общедоступного, достоверного и прозрачного зернового баланса, оперативно формируемого ответственным органом, приводящим к диспропорциям, в том числе при планировании объёмов закупок, посевных площадей, себестоимости продукции, экспортных цен;

·        развитие нецивилизованного рынка муки, на котором в преимущественном положении оказались мини-мельницы, производящие продукцию по упрощенным технологиям, без лабораторного контроля и государственного учёта. Доля контрафактной продукции на мукомольном рынке сегодня превышает ⅓ от объёма всей выпускаемой в стране мукомольной продукции. Государство не обеспечивает здоровую конкуренцию на мукомольном рынке, не контролирует качество и безопасность муки;

·        диктат федеральных и региональных сетей, ориентирующихся на дешёвую продукцию, который приводит к стремительному росту производства, реализации и потребления некачественной хлебопекарной продукции, зачастую производимой на мини-пекарнях из некачественного сырья, что серьёзно вредит здоровью населения. При этом в стране отсутствует система информирования потребителя о вреде потребления хлеба, произведённого из низкокачественной муки с нарушением технологического процесса.

Указанные причины ведут к разрушению как мукомольной, так и смежной с ней, хлебопекарной промышленности. Из-за утраты конкурентной среды коэффициент использования мощностей на крупных хлебопекарных и мукомольных предприятиях, производящих высококачественную и безопасную продукцию, сегодня составляет менее 50%.

Для устранения имеющихся негативных тенденций необходимо принять следующие меры:

Øсоздать при Министерстве сельского хозяйства РФ Агентство по пищевой и перерабатывающей промышленности и восстановить Государственную хлебную инспекцию (ГХИ) при Правительстве РФ для контроля работы мелких предприятий;

Øразработать государственную стратегию модернизации мукомольного и хлебопекарного производств и их инновационного развития;

Øуравнять права мукомольных, хлебопекарных и комбикормовых предприятий, не входящих в состав агрохолдингов, с теми, кто в них входит, придав первым статус сельскохозяйственных производителей и включив их в качестве получателей в государственные программы помощи сельскому хозяйству;

Øвнести изменения в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» в целях преодоления диктата федеральных сетей по условиям заключения договоров поставки, оплаты и возврата продукции;

Øв виду особой социальной значимости продукции, производимой мукомольными, крупяными и хлебопекарными предприятиями, снизить отчисления этих производств в ПФР – до 7,3%; ФМС – до 1,7%; ФСС – до 1%.

Для развития здоровой конкуренции на рынке зерна, муки, крупы, макаронных и хлебобулочной изделий принять следующие меры:

§  усилить государственный контроль качества и безопасности зерна и продуктов его переработки, хлеба и хлебобулочных изделий всеми производимыми предприятиями и особенно мелкими;

§  отменить для мукомольных и хлебопекарных предприятий – субъектов малого предпринимательства – льготы и ограничения на осуществление государством функций контроля качества, безопасности сырья и производимой продукции, технологического процессаи приравнять их в этой сфере к крупным предприятиям, в виду особых требований к безопасности производимой продукции;

§  реализовать мероприятия, направленные на полноту оплаты налогов и установление государственного финансово-экономического контроля за мелкими производителями муки, хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий;

§  ввести лицензирование мукомольного, крупяного и хлебопекарного производства, законодательно определив минимально возможный перечень оборудования и требования к техническому оснащению производства и к занимаемым помещениям.

В целях укрепления российского зернового рынка важно принять такие меры:

vсоздать отечественную специализированную зерновую биржу;

vзаконодательно увязать субсидии и помощь, получаемые сельхозтоваропроизводителями, с обязательной продажей 25% объёма всех выращенных зерновых через биржу для обеспечения внутреннего рынка промышленной переработки;

vразработать и внедрить комплекс стимулирующих мер по импортозамещению, направленных на существенное углубление переработки зерна;

vразработать меры по нивелированию колебаний цен на муку для хлебопекарных предприятий посредством совершенствования системы проведения интервенций на зерновом рынке;

vввести налоговое декларирование сбора зерна сельхозпроизводителями с последующим совместным контролем задекларированных объёмов со стороны Россельхознадзора и налоговых органов;

vфинансово стимулировать производство сильных и ценных сортов пшеницы на основе применения интенсивных технологий с необходимым изменением структуры посевных площадей;

vсовершенствовать статистический учёт выпуска функциональных сортов хлеба, включая сферы розничной торговли, общественного питания и малого бизнеса, чётко определить понятие функциональных сортов хлеба и порядок учёта их отдельных групп, наименования которых следует гармонизировать с принципами построения международных классификаторов продукции и видов деятельности и с методикой отнесения отечественных хлебов к данным группам;

vувеличить долю лечебных, профилактических и функциональных хлебов и хлебобулочных изделий, приобретаемых государственными структурами, прежде всего образовательными и лечебными учреждениями, в соответствии с требованиями Федерального закона «О федеральной контрактной системе»;

vобеспечитьгосударственное финансирование социальной рекламы в целях доведения до населения объективной информации о полезных свойствах хлеба и хлебобулочных изделий, прежде всего лечебного, профилактического и функционального назначения.