Россия,115093, Москва,
1-й Щипковский пер., 20.

(495) 959-66-49 (редакция),
(495) 959-66-74 (бухгалтерия),
Эл. почта: khleb@khlebprod.ru

.

 

А.И. Алтухов, академик-секретарь Отделения экономики и земельных отношений Россельхозакадемии

(статья будет опубликована в №9 2013г.)

 

Развитие зернового хозяйства и рынка зерна в стране происходит в сложной и одновременно противоречивой социально-экономической ситуации в аграрной сфере экономики. Так, с одной стороны, в последние годы получили дальнейшее развитие крупные зернопроизводящие хозяйства и агропромышленные формирования. В зерновое производство внедрялись новые технологии и техника, увеличилось количество адаптируемых сортов и гибридов зерновых культур. Совершенствовалась и расширялась государственная поддержка производителей зерна, постепенно складывалась более четкая система регулирования зернового рынка за счет проведения закупочных и товарных интервенций. Фактически прекращен унизительный для страны импорт зерна, относительно быстрыми темпами возрастал крупномасштабный экспорт зерна, укреплялось его логистическое обеспечение. Этому способствовала реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (далее – Государственная программа), которая для зернового хозяйства и рынка зерна имела особое значение, поскольку она впервые за годы рыночных преобразований определяла основные параметры их развития на пятилетний период.

С другой стороны, положительные изменения не обеспечили устойчивости производства зерна и его рынка, что во многом связано с отрицательным воздействием экономического кризиса 2008–2010 гг. и засух 2009, 2010 и 2012 гг. По-прежнему слабо росли инновационные и инвестиционные возможности зернопроизводящих хозяйств, не произошло существенных позитивных изменений в формировании инфраструктуры зернового рынка. Медленно повышались доходы производителей зерна и увеличивался внутренний спрос на него, усиливалась зависимость отечественного зернового рынка от конъюнктуры мирового рынка, поскольку страна экспортировала свыше одной пятой части урожая зерновых культур и почти одну треть товарного зерна. В зерновом балансе экспорт зерна занимал третье место после расхода зерна на фураж и питание. Сохранялось сильное колебание цен на зерно, оставалась низкая доля его производителей в цене конечной продукции зернопродуктового подкомплекса. Одновременно возникло и множество новых проблем в зерновом хозяйстве и на зерновом рынке, связанных с членством России в ВТО, ее участием в региональных объединениях на экономическом пространстве СНГ и вне его пределов. Они прямо или косвенно усилили свое воздействие на состояние и динамику развития зернового хозяйства и зернового рынка, уровень хлебофуражного снабжения страны, качество и конкурентоспособность отечественного зерна на мировом рынке, баланс его экспорта и импорта.

По объему производства зерна страна не достигла уровня 1986–1990 гг., когда он составлял 104,3 против 86,3 млн т в 2008–2012 гг. За пятилетний период реализации Государственной программы из 9,7 млн т зерна, произведенного свыше уровня 2003-2007 гг., 68% было направлено на экспорт и 32% – на внутреннее потребление. Зерновое хозяйство приобрело четко выраженную экспортную направленность, ориентированную на потребность мирового зернового рынка, а не на расширение внутреннего спроса. Несмотря на относительную стабилизацию внутреннего потребления зерна и существенно возросшую самообеспеченность зерном вследствие сокращения производства животноводческой продукции, зерновое хозяйство не обеспечило надежность хлебофуражного снабжения страны.

Наращивание товарных ресурсов зерна и его экспорта не создало необходимых воспроизводственных возможностей в зерновом хозяйстве. Из-за его низкой и неустойчивой доходности значительная часть зернопроизводящих хозяйств оказалась неспособной внедрять и использовать достижения научно-технического прогресса для повышения эффективности и конкурентоспособности производимого ими зерна.

Производство зерна, несмотря на его стратегическую и социально-экономическую значимость в экономике и обеспечении продовольственной безопасности страны, по-прежнему остается одной из немногих отраслей АПК, не имеющей собственной программы развития. Отсутствие государственной стратегии развития зернового хозяйства и рынка зерна постоянно приводит к их стихийному развитию, многочисленным нестыковкам отраслей и производств зернопродуктового подкомплекса, нарушению организационно-экономических отношений между ними, неуклонному росту производственных издержек, ослаблению влияния государства на воспроизводственный процесс в зерновом хозяйстве, деспециализации зернового производства, свертыванию межрегионального обмена, дроблению национального зернового рынка на локально замкнутые рынки в масштабах отдельных регионов.

Из-за нарушений организационно-экономического взаимодействия между естественно-биологическими, технико-технологическими и социально-экономическими факторами производства четко проявилась тенденция к снижению полезной отдачи от функционирования в зерновом хозяйстве производственных ресурсов, удорожанию производства зерна и ухудшению его качества. Опережающий рост издержек над доходами, незначительная бюджетная поддержка производителей зерна, несовершенство организационно-экономического механизма хозяйствования, диспаритет цен на зерно и промышленную продукцию приводят к неустойчивости и к падению выгодности производства зерна. Экономический парадокс заключается в том, что при уровне рентабельности 26–35% зерновое хозяйство практически не имеет возможности развиваться на расширенной основе. Это в значительной мере определяется не столько повторяющимися неблагоприятными погодными условиями, сколько системными экономическими, технико-технологическими, инфраструктурными и организационными причинами, снижающими ее инвестиционную привлекательность и доходность.

Усугубляет неблагоприятную ситуацию высокая закредитованность сельскохозяйственных организаций как основных производителей зерна, превысившая 1,8 трлн руб., и быстрый рост расходов на ее обслуживание.

Россия, обладая огромным аграрным потенциалом, самодостаточная по основным видам производственных ресурсов, занимая по размеру зернового клина и объему производства зерна четвертое место в мире, стабильно входя в пятерку крупнейших мировых экспортеров зерна и неуклонно наращивая его зарубежные поставки, одновременно вынуждена импортировать значительный объем мясо-молочной продукции, что снижает внутренний спрос на фуражное зерно.

Хотя экспорт зерна имел неуклонную тенденцию роста, доля России в его мировом производстве понизилась с 5,7 в 1986–1990 гг. до 3,6% в 2006–2010 гг. при значительном падении собственного производства животноводческой продукции и наличии огромных массивов, выбывших из сельскохозяйственного оборота, пахотнопригодных земель, что свидетельствует о продолжающемся отставании отечественного зернового производства от темпов развития мирового зернового хозяйства. Кроме того, фактически все российское экспортное зерно – это продукт с минимальной добавленной стоимостью, в то время как удельный вес продуктов с высокой добавленной стоимостью составляет менее 1%, что не позволяет иметь дополнительные финансовые ресурсы от возрастающего объема зернового экспорта. Конкурентные преимущества российского зерна на мировом рынке обусловлены в основном естественными факторами – за счет чрезмерного использования черноземов и экономическими – благодаря наличию относительно дешевой рабочей силы и недооцененной стоимости земли. Однако этого уже недостаточно, учитывая высокую конкуренцию на мировом зерновом рынке со стороны основных стран-экспортеров зерна.

Устойчивому развитию зернового хозяйства и рынка зерна в стране будет способствовать реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг. Она во многом определяет их развитие на восьмилетний период, являясь основным государственным инструментом по адаптации зернопродуктового подкомплекса к жестким требованиям ВТО и региональным объединениям на экономическом пространстве СНГ, а также базисным фактором повышения конкурентоспособности зерна и продуктов его переработки на внутреннем и мировом рынках. В результате ее реализации удельный вес отечественного зерна в общих его ресурсах с учетом переходящих запасов должен составить 99,7% против 95%, предусмотренных Доктриной продовольственной безопасности РФ. Для этого предстоит довести производство зерна в стране до 115 млн т, его интервенционный фонд – до 8,5, а экспортный потенциал зерна – до 30 млн т.

Чтобы в 2013–2020 гг. произвести 104,3 млн т зерна, предусмотренные Государственной программой, необходимо, прежде всего, поднять уровень интенсивности ведения зернового хозяйства, который должен способствовать снижению его зависимости от негативного воздействия неблагоприятных погодный условий. Одновременно возможно увеличить прирост производства зерна и за счет частичного расширения зернового клина путем введения в сельскохозяйственный оборот 3,2 млн га заброшенной пашни, которые определены к освоению Государственной программой.

В 2020 г. на внутреннее потребление следует направить 80 млн т зерна, из них на продовольственные цели потребуется около 22 млн т зерна, на семена – 12, на фураж – 42 и на промышленную переработку – 4 млн т. Для этого необходимо, чтобы развитие зернового хозяйства и рынка зерна имело приоритетный характер со стороны государства. Приоритет должен быть не разовым, а стать общей стратегией их развития, что будет способствовать преобразованию зернопродуктового подкомплекса как сложной многофункциональной системы, имеющей стратегическое значение для страны в наукоемкий, высокотехнологичный и эффективный сектор аграрной экономики. В этой связи следует отметить, что суммарный объем в 279,8 млрд руб. несвязанной поддержки растениеводства на 2013–2020 гг., предусмотренный Государственной программой, явно недостаточен. Так, в 2013 г. в расчете на гектар посевной площади она составляет 207 руб., а с учетом региональных бюджетов – около 300 руб. против, например, €89 в Латвии и €250 в среднем по ЕС.

При увеличении производства зерна возрастет и его экспортный потенциал. В 2020 г. по сравнению с 2008–2012 гг. предстоит увеличить экспорт зерна в 1,7 раза, в результате зерновое хозяйство будет иметь более выраженную экспортно-ориентированную направленность, поскольку производство зерна возрастет на 33,2%, его темпы будут почти вдвое ниже темпов роста экспорта. Расширение и укрепление позиций российского зерна в мировой торговле должно определяться не столько количеством экспортируемого зерна, сколько его качеством. Поэтому необходимо не просто наращивать экспортный потенциал зерна, в котором часто преобладает пшеница 4-го класса, а улучшать ее качество, повысить в зерновом экспорте долю продуктов с высокой добавленной стоимостью.

Для формирования экспортных ресурсов высококачественного конкурентоспособного зерна с целью закрепления и расширения ниши России на мировом зерновом рынке предстоит обеспечить его экспорт не только за счет более рационального использования естественных преимуществ, но и путем эффективного применения инвестиционных и инновационных факторов производства. Только через технико-технологическую модернизацию зернового хозяйства, базирующуюся на новой технике и прогрессивных технологиях возделывания зерновых культур, представляется возможным преодолеть многие негативные факторы в его развитии.

Однако объем бюджетных ассигнований, выделенных на реализацию подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» за счет средств федерального бюджета в 23,7 млрд руб. (в текущих ценах), составляющий всего 1,5% от общего объема финансирования действующей Государственной программы, недостаточен, что может самым негативным образом отразиться на устойчивости развития зернового хозяйства и рынка зерна. Ведь среднегодовые показатели обновления сельскохозяйственной техники, предусмотренные на период до 2020 г., даже не превышают фактически и среднегодовой уровень Государственной программы на 2008–2012 гг. Поэтому целесообразно как минимум удвоить финансовое обеспечение технического и технологического перевооружения сельского хозяйства против предусмотренного уровня, а также принять меры по поддержке сельскохозяйственного машиностроения, закрепив их в федеральной целевой программе развития сельскохозяйственного машиностроения страны.

Формирование в стране развитого зернового рынка и увеличение экспорта высококачественного и конкурентоспособного зерна невозможно без соответствующей инфраструктуры и логистического обеспечения. Оценка состояния инфраструктуры зернового рынка позволила выявить ряд ограничений, которые можно объединить в 3 группы. Первая из них связана с диспропорциями в функционировании материально-технической базы зернового хозяйства, вторая – с несовершенной организацией управления товарными потоками зерна и третья – с диспропорциями экономических интересов между участниками рынка.

Результатом этих диспропорций является снижение пропускной способности всей товаропроводящей сети, удорожание проходящей по ней продукции, слабая заинтересованность непосредственного производителя как основного поставщика зерна в эту сеть в увеличении его объема и улучшении качества.

Решение проблем 1-ой и 2-ой групп предопределяет необходимость перехода к новым формам организации товародвижения на принципах маркетинга и логистики, а решение проблем 3-ей группы – кластерной организационной технологии, где производители зерна получают гарантию его сбыта по заранее оговоренным ценам.
Это обеспечит:

  • формирование различных логистических цепей на основе межотраслевой пропорциональности между объемами поставок зерна, емкостями хранения, транспортными средствами, портовыми и перевалочными мощностями;
  • создание административно-правовой субординации в логистических це­пях и системах товародвижения с целью координации действия их участников на основе организации эффективного управления маркетингом зерна.

Формирование инфраструктурных кластеров с организацией зон товарного производства зерна для его экспорта возможно за счет построения инфраструктурных кластеров с ядром «узловой элеватор», мощность которого должна быть увязана с мощностями хранения взаимодействующих с ним линейных элеваторов и портов, грузоперевозчиков, обеспечивающих маршрутизацию вагонов-зерновозов транспортно-информационной системой и внедрение электронного документооборота между всеми грузоотправителями, операторами портов и собственниками подвижного состава.

Имея межотраслевой характер, инфраструктура капиталоемка, сложна в управлении и требует постоянного внимания со стороны государства. Поэтому формирование ее недостающих элементов должно происходить при поддержке государства, опережать темпы роста производства зерна. Только тогда можно избежать разного рода технических, экономических и организационных рисков, а также диспропорций в товародвижении зерна, существенно уменьшить его количественные и качественные потери, снизить издержки обращения и повысить окупаемость инвестиций. Поскольку через инфраструктуру реализуется механизм прямых и обратных связей участников зернового рынка, то уровень ее развития зависит как от наличия необходимых элементов товаропроводящей сети, так и от эффективности связей между ними.

В России, имеющей недостаточные мощности по хранению и перевалке зерна и их неравномерное размещение по стране при перемещении зерновых грузов на огромные расстояния, именно государству должна принадлежать ведущая роль в формировании инфраструктуры товаропроводящей сети и активизации в системе товародвижения, увязке размещения мощностей по подработке, хранению и транспортировке зерна с основными его товарными потоками при реализации зерна внутри страны и на экспорт. В этой связи предстоит определить более конкретные параметры участия государства через ОАО «Объединенная зерновая компания» в создании необходимой системы элеваторов, специализированных транспортных средств для намеченного увеличения объемов производства зерна, строительстве на Дальнем Востоке терминалов, обеспечивающих потенциальные экспортные потоки зерна в государства Азиатско-Тихоокеанского региона. Поэтому развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынка зерна должно быть направлено на увеличение оснащенности производства, потребления и экспорта зерна современными мощностями по его подработке, хранению и перевалке за счет строительства новых, реконструкции и модернизации действующих объектов. Предстоит также создать систему биржевой торговли зерном путем организации сети взаимосвязанных региональных бирж, действующих по единым, стандартизованным правилам.

Вхождение российских зерновых бирж в глобальные компьютерные системы биржевых торгов зерном станет важным шагом к институциональной и информационной интеграции отечественного зернового рынка в мировой рынок, важной предпосылкой формирования единого развитого внутреннего рынка, сокращения теневого оборота зерна и продуктов его переработки. Внедрение системы торговли двойными и простыми складскими свидетельствами повысит ликвидность рынка и позволит сельскохозяйственным товаропроизводителям привлечь необходимые оборотные средства, фактически не продавая зерно.

В развитии биржевой торговли и внедрения системы торговли складскими свидетельствами важная роль должна принадлежать государственным лицензированным товарным складам, которые смогут: гарантировать поставку и оплату зерна по заключенным биржевым контрактам, обеспечивать условия для выпуска и обращения простых и двойных складских свидетельств, осуществлять залоговые закупки зерна у его производителей, хранить оперативный резерв зерна интервенционного фонда. Создание системы государственных лицензированных складов возможно за счет отбора и модернизации уже имеющихся или строительства новых зернохранилищ и элеваторов, контрольные пакеты акций которых находятся в федеральной собственности.

Улучшение транспортного обслуживания зернового рынка, в первую очередь, связано с укреплением материально-технической базы этого инфраструктурного блока и совершенствованием управления товарными потоками путем разработки и внедрения логистических схем товародвижения. Поскольку развитие транспортной инфраструктуры в сфере обращения зерна, прежде всего, связано с наращиванием эго экспорта, то эту проблему следует решать путем увеличения парка специализированных зерновых вагонов, строительства и реконструкции имеющихся портовых зерновых терминалов, углубления фарватеров в морских портах, увеличения количества зерноперевозящих судов типа река–море и перевалочных мощностей в речных портах, совершенствования баржевых перевозок. При этом развитие транспортной инфраструктуры рынка зерна должно охватывать всю цепочку его перемещения от поля до конечного потребителя. Что касается улучшения транспортного обслуживания производителей зерна, то оно должно идти в направлении совершенствования транспортно-технической и транспортно-технологической политики.

Министерству сельского хозяйства РФ необходимо пересмотреть экспортно-импортную политику по поставкам зерна и продуктов его переработки в целях перемещения акцента с экспорта зерна на развитие его глубокой переработки, для чего потребуются крупные инвестиции на создание соответствующей инфраструктуры, но они окупятся. Это позволит: укрепить внутренний рынок зерна; улучшить логистику; создать новые рабочие места и новые продукты; придать импульс развитию зернопроизводящих территорий; сократить импорт дефицитной зерновой продукции с высокой добавленной стоимостью; ускорить развитие смежных отраслей промышленности; повысить контроль над зерновым рынком страны.

В перспективе предстоит полнее использовать возможности межстрановой кооперации в зерновом производстве и торговле зерном в рамках Единого экономического пространства и формирования зерновых кластеров, в том числе на территории России, как это происходит в странах Таможенного союза, которые во многом определяют конъюнктуру зернового рынка СНГ.

Значительный земельный потенциал в России и Казахстана позволяет вести крупномасштабное производство зерна, как для внутреннего потребления, так и поставки на экспорт, включая продукты глубокой переработки зерна. Увеличение экспорта зерновой продукции глубокой степени переработки для государств ТС придал бы дополнительный импульс интеграции усилий по развитию зернового хозяйства и формированию развитого зернового рынка, расширению зерновой торговли. Для этого необходимо развивать инфраструктуру зернового рынка, важность формирования недостающих элементов которой объясняется тем, что Беларусь, Россия и Казахстан в совокупности образуют уникальный по своим размерам и протяженности транспортный коридор, напрямую связывающий Западную Европу с Китаем, Индией, государствами Центральной и Юго-Восточной Азии. В случае успешного инфраструктурного развития доставка объемов зерновых грузов может значительно увеличиться, что, в свою очередь, послужит дальнейшему расширению производства и экспорта зерна и зерновой продукции с высокой добавленной стоимостью, позволит эффективнее решать задачи обеспечения региональной и глобальной продовольственной безопасности. Поэтому развитие транспортной инфраструктуры в рамках ТС является первостепенной и неотложной задачей для всех входящих в него государств. Безусловно, это предполагает проведение согласованной политики, основанной на единых принципах регулирования деятельности хозяйствующих субъектов зернового рынка и государственной поддержки его производителей, единых правилах в области конкуренции и выработки единой ценовой политики.

Заявив о своих амбициозных планах по расширению участия в мировой зерновой торговле в качестве крупнейшего экспортера зерна, Россия выступила на состоявшемся в Санкт-Петербурге 6–7 июня 2009 г. Всемирном зерновом форуме инициатором создания зернового пула стран Причерноморья в составе России, Казахстана и Украины. Если согласованно действовать, то организация зернового пула имеет право на существование, поскольку при его отсутствии зерновым компаниям этих стран, чтобы удержать или занять свою нишу на мировом рынке, часто приходиться демпинговать, снижая на 10–15% первоначальную цену. Создание Причерноморского зернового пула позволит России, Казахстану и Украине совместно выступать на мировом зерновом рынке. Но для его организации помимо чисто экономических выгод, необходимо наличие политической воли высшего руководства России, Казахстана и Украины.

Развитие зернового хозяйства, обеспечение эффективного функционирования зернового рынка и создание экспортного потенциала российского зерна невозможно не только без дополнительного увеличения объемов бюджетных ассигнований, но и без задействования более совершенного организационно-экономического механизма, который должен быть относительно простым, «прозрачным», предсказуемым и понятным сельскохозяйственным товаропроизводителям. Мерами государственного регулирования рынка зерна должны служить прогнозирование структуры производства и потребления зерна путем разработки баланса спроса и предложения зерна по его видам на основе мониторинга информации о товарных и потребительских свойствах зерна, а также проведение государственных закупочных и товарных интервенций, снижение затрат на транспортировку зерновых грузов. При этом ключевым фактором устойчивого развития зернового хозяйства и рынка зерна в стране являются организационно-экономические условия, формирующие доходность сельскохозяйственных товаропроизводителей и инвестиционную привлекательность зерновой отрасли, перевод ее на инновационно-инвестиционный путь развития, прежде всего в 15–17 регионах товарного производства зерна.

Проведение государственных интервенций призвано стабилизировать цены на рынке зерна и поддерживать уровень доходов его производителей. Однако действующий механизм закупочных интервенций оказывает недостаточное влияние на рынок зерна, вследствие чего не обеспечивает его устойчивости, поддержание достаточного уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей при сохранении высокой колеблемости закупочных цен и рентабельности реализации зерна.

В этой связи совершенствование системы закупочных интервенций должно проводиться по следующим направлениям:

  1. повышение доступности системы закупочных интервенций на рынке зерна для основной массы сельскохозяйственных товаропроизводителей, для чего следует увязать формирование государственного интервенционного фонда с прогнозными объемами производства и реализации зерна с целью создания возможности эффективного воздействия государства на его рынок;
  2. уточнение методики определения закупочных цен на зерно, поступающего в интервенционный фонд, в плане более полного учета затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на производство и реализацию зерна;
  3.  улучшение прогнозируемости сроков закупочных интервенций, а также финансового обеспечения их проведения, имея в виду переход от кредитования государственного агента, осуществляющего интервенции, к выделению ему субсидий на проведение этих операций;
  4. поэтапное расширение перечня отдельных видов зерна, закупаемых в интервенционный фонд, более оперативное принятие решений о проведении закупочных и товарных интервенций. Поэтому необходимо ежемесячно проводить мониторинг балансов ресурсов и использование зерна по регионам, особенно таких его показателей как прогнозный валовой сбор, переходящие запасы, внутреннее потребление, предполагаемый объем зернового экспорта, конъюнктура мирового рынка, уровень цен, с тем, чтобы оперативно осуществлять точечные интервенции, что повысит их бюджетную эффективность. Целесообразно также осуществить непрерывное планирование объема государственного интервенционного фонда зерна во взаимосвязи с реальными прогнозными объемами его производства и реализации по регионам страны при одновременном сохранении деятельности ОАО «Объединенная зерновая компания» в качестве основного государственного регулятора зернового рынка, формировании кооперативной системы по сбыту зерна;
  5. совершенствование внедрения залоговых операций за счет использования простых и двойных складских свидетельств на зерно, что позволит частично решить проблему кредитования его производства, которое замедлилось из-за отсутствия залоговой базы вследствие закредитованности многих зернопроизводящих хозяйств.

Государство должно выступить гарантом обращения складских свидетельств, для чего предстоит совершенствование нормативного правового регулирования экономических отношений в сфере деятельности товарных складов общего пользования, оборота складских свидетельств, а также конкретизации прав и обязанностей хранителей зерна, его поклажедателей и владельцев. Поэтому необходимо принять Федеральный закон «О зерновых товарных складах общего пользования». Предстоит осуществить постепенный переход к закупкам у сельскохозяйственных товаропроизводителей предлагаемого ими зерна по гарантированным минимальным фиксированным ценам непрерывно в течение года. Это позволит снизить колеблемость цен на зерновом рынке, задействовать в полной мере механизм проведения государственных закупочных интервенций с возможностью обратного выкупа его производителями реализованного ими зерна при проведении государственных закупочных интервенций зерна по цене продажи с компенсацией расходов на хранение и страхование.

Действующая система финансирования закупочных интервенций через привлечение кредитных средств ОАО «Россельхозбанк» имеет низкую бюджетную эффективность. Складывается ситуация, при которой кредитная организация, получившая безвозмездно средства федерального бюджета в форме взноса в свой уставный капитал, в дальнейшем представляет их государству в рамках финансирования закупочных интервенций под значительный процент. Поэтому необходимо рассмотреть возможность возвращения схемы прямого бюджетного финансирования интервенционных операцийчерез Минсельхоз России за счет средств, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год. Это обеспечит снижение нагрузки на федеральный бюджет, контроль за потоками платежей, направляемых на финансирование интервенционных операций, создаст дополнительный источник поддержания ликвидности финансовой системы путем размещения временно свободных средств федерального бюджета на депозиты. Выделение денег на формирование интервенционного фонда зерна непосредственно Минсельхозу России сэкономит значительную сумму федеральных бюджетных средств.

Следует также рассмотреть вопрос о целесообразности передачи Росрезерву функций хранения запасов зерна интервенционного фонда, что во многом позволит решить проблему его качества и количественной сохранности. Вместе с тем этот вопрос требует дополнительной проработки в части не только оптимизации системы хранения зерна и логистического обеспечения зернового рынка, но и создания единой государственной системы прогнозирования и управления запасами зерна в стране.

В рамках интервенционных операций целесообразно привлечь к хранению зерна элеваторные мощности крупных мукомольных предприятий, которые способны единовременно хранить 23 млн т зерна, а при нормальной организации работы в период массовой уборки урожая – закупать у сельскохозяйственных товаропроизводителей около 10 млн т пшеницы и ржи.

Поскольку действующая система закупочных и товарных интервенций представляет не столько инструмент регулирования рынка зерна, сколько инструмент предупреждения форс-мажорной ситуации, то это свидетельствует о целесообразности внесения в Правила осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствии в отношении зерна следующие изменения:

  1. поскольку уборка урожая зерновых культур происходит в июле-сентябре, то именно в этот период должны проводиться закупочные интервенции: как в урожайные годы – для предупреждения резкого падения цен на зерно, так и в неурожайные – для проведения товарных интервенций, препятствующих чрезмерному росту цен;
  2. необходимо разделить интервенционный фонд на: региональную часть, предназначенную для нормализации ценовой ситуации внутри федеральных округов, и межрегиональную – для регулирования общероссийского рынка зерна посредством оптимизации движения зерна между регионами. Для этого каждый субъект Российской Федерации должен составлять товарные балансы зерна и формировать сезонные запасы «от урожая до урожая». Их создание в мукомольно-крупяной и хлебопекарной промышленности, животноводческих хозяйствах следует осуществлять на основе долгосрочных форвардных контрактов, предусматривающих авансирование производителей зерна. Посредством биржевой торговли должны производиться закупки зерна, не охваченного форвардными контрактами. При избытке зерна в федеральном округе проводятся закупочные интервенции, при недостатке – товарные интервенции, соответственно, зерно поступает в межрегиональный интервенционный фонд или востребуется из него;
  3. необходимо устанавливать количественные и ценовые параметры для проведения закупочных и товарных интервенций. Ценовой параметр определяется исходя из цен прошлого года, скорректированный на индекс-дефлятор роста цен на материально-технические ресурсы.

Количественные ограничения, при которых должны начинаться закупочные интервенции, устанавливаются по объемам нереализованных запасов зерна, находящихся у сельскохозяйственных товаропроизводителей. Если в текущем году они были выше на 10% и более чем на соответствующую дату прошлого года, то необходимо начинать закупочные интервенции. Количественные ограничения, когда должны начинаться товарные интервенции, следует устанавливать по объемам закупленного зерна в сезонные запасы предприятий мукомольно-крупяной, комбикормовой и хлебопекарной промышленности. Если в текущем году объемы этих закупок зерна на определенную контрольную дату становятся меньше на 10% и более, чем на соответствующую дату прошлого года, то необходимо начинать товарные интервенции.

Осуществление этих мер потребует внесения изменений в Постановление Правительства РФ № 580 от 03.08.2001 г. в части корректировки правил проведения государственных интервенций, ФЗ «О развитии сельского хозяйства». В целях отработки нового механизма закупочных интервенций следовало бы провести экономический эксперимент в двух–трех регионах страны.

Что касается финансирования проведения закупочных и товарных интервенций на рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, то в 2013–2020 гг. на них предполагается выделить 36,1 млрд руб. Это лишь на 16,2% выше уровня 2008–2012 гг. Однако при таких расходах бюджетных средств намечается иметь почти вдвое больше объем интервенционного фонда зерна, что не дает полной гарантии его позитивного влияния на стабильность зернового рынка и доходность зернопроизводящих хозяйств.

При реализации Государственной программы следует предусмотреть меры, направленные на снижение последствий рисков и повышение уровня гарантированности достижений параметров развития зернового хозяйства и рынка зерна. Так, природные риски связаны с размещением почти 2/3 посевов зерновых культур в зонах рискованного земледелия, что приводит к существенным недоборам урожая, колебанию и ухудшению ценовой ситуации на рынке зерна, снижению доходов его производителей и инвестиционной привлекательности зернового хозяйства. Для уменьшения негативного влияния природных рисков необходимы переход к новым технологиям, техническая модернизация, мелиорация земель в засушливых зонах и принятие дополнительных мер поддержки в особо неблагоприятные по погодным условиям годы. Несмотря на увеличение в 2,2 раза субсидий, перечисляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на страхование урожая сельскохозяйственных культур в 2013–2020 гг. по сравнению с 2008–2012 гг., тем не менее, их среднегодовой размер повысится только на 35,4%. Это явно недостаточно, если учесть, что в последние годы возросла повторяемость засух, а федеральных средств на частичное смягчение от их последствий выделялось недостаточно. Кроме того, необходимо разработать систему и механизмы стимулирования рационального размещения зернового производства в стране, исходя из целесообразности создания специализированных зон по отдельным видам зерна и оптимизации межрегионального обмена.

Требует совершенствования и система страхования урожая сельскохо­зяйственных культур. Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» внес существенные изменения в систему страхования урожая сельскохозяйственных культур. Однако его применение в 2012 г. показало, что принятый в нем подход не увеличил возможности сельскохозяйственных товаропроизводителей в страховании своей деятельности. Наиболее существенными недостатками нового механизма является невозможность получения страховых возмещений даже в случае стихийных бедствий, если гибель урожая составила менее 30%, а также зависимость получения субсидий по всем видам поддержки только при заключении договора сельскохозяйственного страхования. Поэтому целесообразно снизить процент гибели урожая, признаваемый страховым случаем, а также рассмотреть возможность применения в России страхования доходов, используемого в ряде зарубежных стран.

Следует разработать единую тарифную политику и единый порядок выплаты страхового возмещения в целях обеспечения субъектов РФ необходимой государственной поддержкой страхования зернового производства. Потребуется также внедрить систему независимой оценки ущерба и сформировать систему перестрахования соответствующих рисков путем создания за счет бюджетных и иных средств специальных фондов, позволяющих возмещать значительную часть убытков, понесенных производителями зерна в результате воздействия неблагоприятных погодных условий на выращивание зерновых культур.

Чтобы непогодные условия в основном определяли эффективность развития зернового хозяйства и рынка зерна, следует полнее задействовать весь спектр экономических, организационных, технико-технологических и других факторов внутреннего и внешнего характера. В частности, необходимо иметь в рациональных размерах переходящий фонд зерна, исходя из уровня развития зернового хозяйства, сложившихся колеблемости урожайности зерновых культур и среднегодового потребления зерна. Необходимый его объем при 50%-ном уровне надежности должен составлять 10,8–10,9 млн т, а при 60%-ном уровне – 13,4–13,7 млн т, но он потребует дополнительных затрат на хранение зерна.

Макроэкономические риски обусловлены неуклонным ростом цен на энергоресурсы и другие материально-технические средства, потребляемые зернопроизводящими хозяйствами, неблагоприятной конъюнктурой внутреннего и мирового рынков зерна, снижением государственной поддержки, что ограничивает возможности значительной части производителей зерна осуществлять инновационные проекты, переход к новым ресурсосберегающим технологиям, а также обеспечивать реализацию модели перевода зернового хозяйства на инновационно-инвестиционный путь развития в регионах товарного производства зерна. Снижение негативного воздействия этого рода рисков должно обеспечиваться, в частности, путем развития биржевой торговли зерном, которая достигается за счет хеджирования ценовых рисков.

Внешнеторговые риски связаны с возрастанием конкуренции на мировом зерновом рынке, членством России в ВТО и ее участием в региональных объединениях на экономическом пространстве СНГ и возникающими в связи с этим ценовыми колебаниями на зерно и продукты его переработки. Минимизация этих рисков должна включать в себя организационную поддержку зернового экспорта через активное участие страны в международных организациях, защиту экономических интересов отечественных поставщиков зерна и продуктов его переработки с использованием правил и процедур ВТО.

В рамках действующей Государственной программы предусмотреть все необходимые меры по устойчивому развитию зернового хозяйства и рынка зерна крайне сложно, так как их реализация в определенной степени относится к компетенции субъектов РФ и хозяйствующих субъектов. Это вызывает потребность в разработке государственной целевой программы развития зернового хозяйства и рынка зерна.

Поскольку в стране проблему устойчивого развития зернового хозяйства и рынка зерна следует решать комплексно, то для этого необходимо иметь стабильную законодательную базу, для чего следует доработать Федеральный закон «О зерне». Именно он может стать основой государственной программы развития зернового хозяйства и рынка зерна, наиболее полно отражающей процессы, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением зерна на всех уровнях управления агропромышленным комплексом страны. Однако для этого предстоит внести в действующую Государственную программу определенные корректировки в части ее дополнительного финансирования и совершенствования организационно-экономического механизма для достижения основных параметров функционирования зернового хозяйства и рынка зерна. Принятие дополнительных мер по обеспечению устойчивого развития зернового хозяйства и рынка зерна позволит повысить эффективность их функционирования, что во многом будет способствовать достижению продовольственной безопасности страны, основу которой составляет ее зерновая независимость.

 

Хозяюшка

Номера журналов

Наверх