Россия,115093, Москва,
1-й Щипковский пер., 20.

+7 (495) 959-66-49 (редакция/бухгалтерия),
Эл. почта: khleb@khlebprod.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО О ЗЕРНЕ, МУКЕ И ХЛЕБЕ

Image

О проблемах подготовки рабочих кадров в мукомольно-крупяной промышленности

А.В. Крячко, канд. техн. наук, директор Бутурлиновского механико-технологического колледжа, председатель секции средних специальных учебных заведений Российского Союза мукомольных и крупяных предприятий

 

Большинство населения России, работающее в различных отраслях промышленности, начинали свою трудовую деятельность под лозунгами правящей партии. Один из таких лозунгов, на мой взгляд, остаётся актуальным и сегодня – «Кадры решают всё!». И именно о рабочих кадрах, которые своим трудом непосредственно создают прибавочную стоимость на производстве, пойдёт речь в этой статье.

В мукомольно-крупяной промышленности России всегда был дефицит рабочих кадров, и сегодня это тема наиболее актуальна, так как в зерноперерабатывающую отрасль не получается привлечь иностранную рабочую силу.

На заседаниях Российского Союза мукомольно-крупяных предприятий неоднократно обсуждались проблемы подготовки рабочих кадров среднего звена. В 2010 г. правление Союза рассматривало состояние дел с подготовкой кадров в учреждениях среднего профессионального образования, ранее входящих в состав Министерства хлебопродуктов РФ, по наиболее значимым специальностям: технолог – по специальности «Технология хранения и переработки зерна» (19.02.02); механик – по специальности «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования» (15.02.01). Также интересна была специальность «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий» (19.02.03), поскольку многие мельницы имеют собственную сеть хлебозаводов и торговлю.

Какие же изменения произошли в системе подготовки рабочих кадров за прошедшие 4 года, какие проблемы остались не решёнными, а какие только возникли?

§     Отрасль хлебопродуктов так и не стала высокорентабельной из-за ценовой политики государства, поэтому предприятия не могут предложить конкурентную заработную плату и стабильную работу.

§     Условия труда на предприятиях, связанных с работой в несколько смен и ночью, при повышенном шуме и с большой ответственностью за состояние техники и технологии, с материальной ответственностью, с каждым годом становятся менее популярными у молодежи.

§     Резкое сокращение численности сельского населения и соответственно числа абитуриентов, которые желают получить в колледже специальность технолога, а затем уехать в город работать.

§     Сложившийся у российских бизнесменов и инвесторов стереотип «быстрых» денег, т.е. скорейшей прибыли от вложенных денег, на мукомольных и крупяных предприятиях не срабатывает. Поэтому на предприятиях очень часто меняются владельцы или предприятия объявляют себя банкротами. Редко встретишь владельца мукомольно-крупяного предприятия, являющегося специалистом отрасли, который приобрёл предприятие по призванию, из любви к этому делу. Такая ситуация не позволяет управляющим предприятия, из-за временной их работы и личной неопределенности, формировать долгосрочную кадровую политику. Социологические опросы выпускников после первых двух лет работы свидетельствуют о том, что более 60% из них коренным образом меняют профессию, переходя в другую отрасль, а 10–15% наиболее преданных выбранной специальности «кочуют» по стране с одного предприятия на другое в поисках лучшей участи.

§     Всеобщая воинская обязанность полностью сводит на нет усилия учебного заведения по профессиональной подготовке выпускников-юношей. До 30% юношей военкоматы призывают с последнего курса, не позволяя им завершить обучение, или со 2-го, 3-го курса, не давая возможности получить базовые знания 11 классов. Ведь только 40% призванных в армию юношей возвращается в колледж для завершения обучения, а те, кто получил диплом перед призывом в армию, до 80% остаются там служить на контрактной основе. Их привлекает зарплата и  квартира, чего, по их мнению, не получить на предприятии.

Это те основные проблемы, которые, на мой взгляд, были актуальны в 2010 г. и продолжают существовать сегодня. Кроме того, в 2012 г. появилась ещё одна проблема, которая кардинально изменила структуру специальностей и сократила набор по специальности 19.02.02 «Технология хранения и переработки зерна» во всех десяти оставшихся профильных учебных заведениях страны.

С января 2012 г. Постановлением Правительства РФ все учебные заведения системы профессионального образования (с имуществом и управленческими правами по формированию заказа на подготовку кадров) переведены с федерального на региональное финансирование.

Региональные власти взяли на себя обязательство по финансированию заработной платы, стипендий, содержанию сирот и 70% коммунальных расходов по содержанию имущества. Расходы на обеспечение образовательного процесса (литература, интернет, компьютерная и лабораторная техника и т.п.) обнулили, объясняя это тем, что предприятия должны спонсировать обучение только по тем профессиям, в которых заинтересованы.

В результате учебные заведения потеряли контакт между собой. Стало сложно выезжать за пределы региона для обмена опытом или посещения предприятий.

Характерно то, что проблемы по подготовке специалистов отрасли в настоящий момент во всех регионах и учебных заведениях оказались одинаковыми. Численность обучающихся по специальности 19.02.02 уменьшилась почти в 2 раза: с 883 чел. (в 2010 г.) до 469 чел. (в 2014 г.).

Численность обучающихся по специальности 15.02.01 (механики) снизилась на 43%: с 889 до 620 чел. Но, самое главное, механиков обслуживанию оборудования зерноперерабатывающих предприятий обучают только в Бутурлиновке, а в остальных колледжах – обслуживанию оборудования других отраслей.

Наиболее популярной специальностью остаётся хлебопечение (19.02.03),  численность обучающихся по которой увеличилась на 4%: с 1449 до 1501 чел. Поскольку в региональные службы по трудоустройству поступает много заявок на рабочие кадры и на специалистов (технологов) для хлебопекарных и кондитерских производств, то региональные власти финансируют бюджетную подготовку именно по этой специальности. Что касается подготовки техников-технологов (19.02.02), обучающихся по федеральным государственным стандартам в течение четырёх лет на бюджетной основе, то во всех регионах ответили единогласно «Спроса на них нет».

Отсутствие заявок на специалистов от предприятий в региональных центрах занятости приводит к снятию этой специальности с бюджетного финансирования, и учебным заведениям придется перестраивать учебный процесс на подготовку специалистов, наиболее востребованных в регионах. В Бутурлиновском колледже бюджетный набор снизили с 60 до 25 чел. В Воронежском университете инженерных технологий кафедру зерна закрыли, присоединив её к кафедре хлеба с резким уменьшением набора.

Исходя из изложенного можно сделать  логический вывод, что через 2–5 лет бюджетных мест на обучение по зерновой специальности не будет и тогда подготовка рабочих кадров и её финансовая составляющая полностью станет обязанностью предприятий. При четырехлетнем обучении в Бутурлиновском колледже содержание одного студента обходится региональному бюджету в 70 тыс. руб./год.

Уже 4 года в колледже за счёт собственных бюджетных средств работает Центр трудоустройства и повышения квалификации, который непосредственно сотрудничает с кадровыми службами предприятий, в первую очередь входящих в РСМКП. Всё это время Центр постоянно направляет руководителям и в кадровые службы предложения составить план возрастной убыли специалистов и на основании его направить из подшефных школ выпускников 9-х классов на обучение в колледже по федеральным государственным стандартам сроком на 4 года. Более 200 предприятий в разных регионах 1–2 раза в год получают наши предложения, но, к сожалению, на них не реагируют. Заявки же от предприятий, которые приходят непосредственно в колледж, свидетельствуют о востребованности специалиста «сегодня» или «вчера», а у нас в этот момент времени может быть  середина учебного года и выпускники прошлых лет уже трудоустроены.

В чём удаётся найти взаимопонимание, и то не со всеми предприятиями, так это в проведении курсов повышения квалификации в колледже и на выезде сроком 1–2 недели по таким рабочим специальностям, как лаборант, аппаратчик, сушильщик. Например, в Липецкой области за год прошли обучение около 100 человек.

Все колледжи внимательно относятся к проблемам предприятий и многие предлагают ускоренное обучение технологов (за 6 мес или за 1 год). Конечно, это не соответствует государственным стандартам, но данное обучение можно реализовать на основе профессиональных стандартов (которых у нас нет) или по отдельным профессиональным программам, согласованным с Советом РСМКП или с рядом предприятий.

Действующий закон об образовании позволяет учебным заведениям, имеющим лицензию, выдавать дипломы и свидетельства негосударственного образца. Но такое обучение является чисто коммерческим. Чтобы оно стало качественным и не приводило к формальной выдаче дипломов за деньги, необходимо при РСМКП создать Центр сертификации квалификаций, в котором такие выпускники будут подтверждать свои знания для самостоятельной работы по присвоенной квалификации. Получившие данный сертификат должны иметь преимущество при трудоустройстве на производство и в более высокой зарплате. Сертификацию можно организовать дистанционно. Соответственно Союз будет наглядно видеть где и как готовят специалистов. Наличие сертификатов квалификации облегчит предприятиям получение Международного сертификата безопасности продукции.

Немаловажной проблемой для предприятий является обучение работающей молодежи. Отрыв от производства практически невозможен, а образование получить надо. Бутурлиновский колледж, начиная с сентября 2014 г., готов предложить дистанционное обучение для работающих, имеющих среднее или средне-специальное образование, но другого профиля.

Законодательство позволяет устанавливать индивидуальные графики обучения на дневном отделении для тех, кто работает по специальности. Это ещё одна возможность работающим получить государственный диплом.

Учебные заведения при наличии взаимопонимания всегда могут учесть пожелания предприятий.

Искренне хочется надеяться, что проблемой подготовки кадров в будущем проникнутся и владельцы предприятий, взяв этот вопрос под личный контроль. И тогда, я уверен, подготовка кадров для мукомольно-крупяной промышленности России поднимется на более высокий качественный уровень и нам не придется в будущем отправлять молодежь на обучение за большие деньги в Западную Европу.

Желаю всем нам удачи в решении назревших проблем.