Россия,115093, Москва,
1-й Щипковский пер., 20.

+7 (495) 959-66-49 (редакция/бухгалтерия),
Эл. почта: khleb@khlebprod.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО О ЗЕРНЕ, МУКЕ И ХЛЕБЕ

Image

 

В конце марта 2020 г. Российский Союз мукомольных и крупяных предприятий, оценив ситуацию на рынке продовольствия, направил письмо в Минсельхоз РФ, в котором обратил внимание ведомства на неконтролируемый рост цен на зерновое сырьё для мукомольных предприятий и одновременное отставание цен на готовую продукцию. Из-за падения курса рубля и возросшей в связи с этим привлекательности экспорта сельхозпроизводители отказывались от поставок зерна на мукомольные предприятия или устанавливали сверхвысокую для внутреннего рынка цену на зерно. Так как хлебозаводы не принимали муку по завышенным ценам, то была угроза возникновения дефицита на рынке хлебопродуктов.

Ситуация требовала немедленных мер, которые, к чести Минсельхоза РФ, были оперативно приняты: были проведены товарные интервенции из ГИФ, которые оказали благоприятное воздействие на цены. Правда, одновременно были предприняты и весьма неоднозначные меры – ограничение экспорта за счёт ввода квоты. Оказывая регулирующее воздействие на рост цен в краткосрочный период, это неизбежно привело бы к серьёзным репутационным и финансовым потерям страны и АПК в стратегическом плане. Однако, продолжающийся рост цен на пшеницу, обусловленный ростом мировых цен и падением курса рубля относительно основных валют, всё более оказывал негативное воздействие на рынок муки и хлеба.

Очевидно, органы госуправления были озабочены достижением тактических целей – замораживанием или снижением цен на зерно в краткосрочной перспективе. Но контролирующие органы не стали заниматься выявлением и устранением объективных причин, а предпочли всячески замалчивать проблему. Так, ФАС щедро раздавала предупреждения, всем, кто осмеливался упомянуть о возможном росте цен или просто обращал внимание на складывающуюся ситуацию.

«Нарыв» прорвался тогда, когда проблема лавинообразного роста цен вышла на федеральный уровень, и о ней заговорили на уровне руководителей государства и правительства. Выдавать предупреждения столь высокому уровню ФАС уже не решилась, и ситуация с ростом цен получила широкую огласку. Однако устранить первопричину терапевтическими мерами оказалось уже невозможно, а отчёт главе государства о снижении цен на продукты первой необходимости требовался незамедлительный.

В результате, решение проблемы оказалось затратным и потребовало радикальных мер воздействия на рынок. Такой мерой стало введение ограничений экспорта зерна пшеницы – фактически единственного достижения отечественного АПК. А на бюджет легла финансовая нагрузка в размере 4,2 млрд руб., которые было решено направить на поддержку производителей муки и хлеба, в том числе на долю мукомолов – 2,9 млрд руб.

Минсельхоз РФ разработал механизм предоставления мукомольным предприятиям субсидий на закупку части продовольственной пшеницы для производства муки. По мнению авторов проекта, эта мера позволит избежать роста цен на хлеб. При этом будет компенсировано «не более 50% от разницы между текущей ценой на зерно и средней среднемесячной за 3 предыдущих года в аналогичные периоды, скорректированной с учётом инфляции». Субсидии предоставляются при условии, что мукомолы будут продавать хлебопёкам не менее 75% муки из приобретённого на таких условиях зерна. Цена муки для хлебопёков рассчитывается с учётом господдержки. В документе уточняется, что объём бюджетных ассигнований, необходимый для реализации данного механизма, будет определён в случае существенного роста цен на зерно на внутреннем рынке. Принятие и реализация Постановления, которое вступит в силу в марте 2021 г., потребуют дополнительного финансирования из федерального бюджета.

РСМКП заявил, что предлагаемая Минсельхозом РФ мера практически нереализуема с точки зрения администрирования. Невозможно добиться реализации этих мер на таких территориях при огромном количестве операторов рынка. В связи с этим РСМКП предложил ввести адресную поддержку малоимущих слоёв населения, а также хлебопёков. Цена на хлебобулочные изделия должна быть рыночной, людям с низкими доходами следует компенсировать это увеличение.

Практически все заинтересованные операторы рынка хлебопродуктов поддержали мнение Союза, который также обратил внимание на то, что Постановление Правительства РФ № 2095 от 14.12.2020 г. предусматривает компенсацию части затрат мукомолам только на закупку продовольственной пшеницы. В то же время, на начало 2021 г. цена ржи 1-го и 2-го класса с доставкой до мельниц в Центральной России составляла 14,5–15 тыс. руб./т. Себестоимость обдирной муки из такой ржи не может быть ниже 18 тыс. руб./т, но в условиях конкуренции в январе с.г. мельницы поставляли на хлебозаводы обдирную муку по цене ниже 16 тыс. руб./т. Таким образом, на 1 т переработанной ржи убытки составляют порядка 2 тыс. руб./т. В связи с этим Союз обратился к Председателю Правительства РФ с просьбой распространить положение о субсидировании переработки пшеницы и ржи.

Объём производства ржаной муки в 10 раз меньше, чем пшеничной, соответственно, ржаных мельниц не так много, поэтому относительно небольшим количеством бюджетных средств можно поддержать стабильно убыточное производство ржаной муки, что позволит избежать банкротства ржаных мельниц, предотвратить рост цен на ржаную муку и избежать её дефицита на хлебозаводах.

Вопрос стал более актуальным, учитывая то, что в России впервые за 5 лет зафиксирован рост продаж хлеба. Участники рынка объясняют это снижением доходов населения: основной рост потребления наблюдается в низком ценовом сегменте. По данным Росстата, во II квартале 2020 г. доходы россиян снизились на 8,4%, в III квартале – на 4,8%. В результате, по предварительным итогам 2020 г., объём реализации хлебных изделий вырос на 60 тыс. т, прежде всего, наиболее массовых и доступных сортов. Но после стабилизации экономической ситуации игроки ожидают снижения потребления хлеба.

Несмотря на очевидную немедленную эффективность предложения РСМКП и его поддержку представителями мукомольной и хлебопекарной отраслей, Минсельхоз РФ принял решение ввести механизм квотирования экспорта на зерно пшеницы, ячменя, кукурузы, ржи в размере 17,5 млн т с 15.02 по 30.06.2021 г. и экспортную пошлину на пшеницу в размере €25 /т на тот же период. В качестве мер поддержки предусмотрено возмещение части затрат: хлебопекарным предприятиям – на реализацию 1 кг хлеба в размере 2 руб. и мукомольным – на приобретение пшеницы. При этом для хлебозаводов, выпускающих около 15 т/сут, ежемесячный объём поддержки составит около 1 млн руб., а для крупных предприятий, производящих от 60 т/сут и более, – свыше 3,6 млн руб.

Таким образом, вся компенсация в размере 1000 руб./т приобретаемого зерна будет израсходована мукомолами за 2–3 месяца работы, а с учётом малого мукомолья, гораздо быстрее. Следует отметить также, что субсидирование закупки зерна в таком размере не решит главной проблемы мукомолов – убыточности, которая в среднем составляет 2 тыс. руб./т, в то время, как предусмотренная субсидия не превышает 250 руб./т.

Экспортная пошлина на пшеницу ещё до введения вызвала негативные последствия на рынке. Однако, как заявил один из источников на зерновом рынке: «госструктурами обсуждается новый размер пошлины – €50 /т в связи с тем, что цены на внутреннем рынке не снизились».

Решение Минсельхоза РФ удвоить экспортную пошлину с восторгом было воспринято на биржевых площадках США: в Чикаго мягкая пшеница (поставка в марте) максимально подорожала с мая 2014 г. Экспортный рынок американской пшеницы устремился вверх. Трейдеры верят в благоприятные перспективы дальнейшего экспорта пшеницы США на фоне ужесточающийся политики экспортных ограничений в России.

Всё это привело к тому, что производители сельхозтехники обратились в Правительство с предложением отложить введение ограничений на экспорт зерновых из РФ, поскольку это сокращает платёжеспособный спрос на спецтехнику и темпы роста сельскохозяйственного сектора.

В РСМКП также считают, что эта мера не принесёт пользу внутреннему рынку, так как цены на пшеницу внутри страны формируются на мировом рынке. При этом у фермеров уже почти не осталось зерна – оно выкуплено крупными трейдерами, которые способны его сохранить до благоприятной конъюнктуры. Мукомолы от почти двукратного повышения пошлины только потеряют.

Эксперты зернового рынка утверждают, что таким решением Правительство советует аграриям свернуть их бизнес, т.е. в перспективе можно говорить о снижении инвестиционной привлекательности отрасли на фоне таких непредсказуемых изменений правил игры.

Нынешнее введение экспортной квоты и пошлин на зерно негативно сказывается на имидже России и на мировом рынке. Постановление об установлении вывозной таможенной пошлины на зерно и планирование повысить эту пошлину с 1.03.2021 г. вызвало негативную реакцию также и среди производителей растениеводческой продукции. В среднесрочной перспективе это решение может вызвать ряд нежелательных последствий для всей экономики страны. Об этом говорилось в обращении сельхозтоваропроизводителей к Правительству РФ с просьбой отменить ограничения.

РСМКП поддержал производителей зерна, заявив, что мукомолы от квотирования экспорта и введения заградительных пошлин не приобретут выгоду. Индустриальные мукомольные предприятия, интересы которых выражает Российский Союз мукомольных и крупяных предприятий, не являлись инициаторами ограничений экспорта. В 2020 г. был собран второй по объёму урожай за всю постсоветскую историю, и использовать всё зерно внутри страны при существующем объёме переработки невозможно, поэтому для поддержки сельхозтоваропроизводителей экспорт просто необходим.

Таким образом, по мнению РСМКП, Правительству следует пересмотреть политику регулирования цен на внутреннем рынке хлебопродуктов в пользу рыночных мер, в первую очередь, путём поддержки малоимущих слоёв населения введением «хлебной субсидии».

Управление делами РСМКП