Россия,115093, Москва,
1-й Щипковский пер., 20.

+7 (495) 959-66-49 (редакция/бухгалтерия),
Эл. почта: khleb@khlebprod.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО О ЗЕРНЕ, МУКЕ И ХЛЕБЕ

Image

 

30.09.2021 г. на Общем собрании членов РСМКП были внесены изменения в Устав, переизбран состав Правления и избран новый президент – Игорь Николаевич Свириденко.

Краткая биография нового И.Н. Свириденко.

Родился 13.09.1962 г. в г. Майкоп, Адыгейской автономной области Краснодарского края.

Образование: высшее, Ростовский военный институт ракетных войск им. Главного маршала артиллерии М.И. Неделина по специальности радиоинженер.

С 1984 по 1994 гг. работал в Центральном НИИ Космических средств им. Тихонравова. Имеет более 25 научных работ по специальной оборонной тематике, 6 авторских свидетельств на изобретения.

Уволился из Вооруженных сил в декабре 1994 г. в звании майор.

Прошёл обучение в РЭУ им. Плеханова по специальности «Экономика предпринимательской деятельности», после чего работал в отрасли АПК: в зерновых холдингах «ОГО», «Разгуляй», «Росхлебопродут» по направлению переработки муки и круп («Агропроминвест», «Агрос-Процессинг», «Разгуляй-мука») в должностях руководителя среднего и высшего звена. Курировал в управляющих компаниях следующие мукомольные предприятия: Астраханский КХП, Вологодский КХП, Шекснинский КХП, Курганский КХП, Бугульминский КХП, Кинешемский мукомольный завод, Коломенский мукомольный завод, Кондопожский КХП, Смоленский КХП, Мурманский КХП, Сызранский мельничный комбинат.

В 2004–2014 гг. занимал должности генерального директора ОАО «Кондопожский комбинат хлебопродуктов» (производство пшеничной муки и комбикормов), ООО «Производственное предприятие «Раздолье» (производство снековой продукции), ОАО «Смоленский комбинат хлебопродуктов» (производство пшеничной и ржаной муки, комбикормов).

Являясь руководителем головного предприятия смоленского сельхозхолдинга, параллельно с руководством КХП осуществлял руководство дочерними предприятиями: ООО «Птицефабрика «Сметанино» (коммерческий директор), ОАО «Смолмясо (генеральный директор).

В 2014–2016 гг. – советник президента Российского Зернового Союза.

В 2016–2021 гг. – вице-президент, управляющий делами Российского Союза мукомольных и крупяных предприятий.

Является членом следующих организаций: Общественного совета при Россельхознадзоре; рабочей группы при Минпромторге по оборудованию для сельскохозяйственного, мукомольного, элеваторного и дорожно-строительного оборудования (руководитель); ТК 002 «Зерно, продукты его переработки и маслосемена»; Комиссии РСПП по АПК; подкомитета Биржевого комитета ФАС России по агропродукции.

О роли Союза в мукомольной отрасли страны.

Союз задумывался и реализовывался в структуре АПК России как выразитель интересов мукомольного сообщества. Территория страны огромна, разнообразны климатические зоны, различны особенности снабжения предприятий сырьём и реализации готовой продукции. При этом существуют общие закономерности развития отдельных производств: необходимо представление их интересов в органах государственной власти, руководящих структурах естественных монополий, средствах массовой информации и иных представительств, которые практически все находятся в Москве.

Решение данных задач отдельными предприятиями привело бы к отвлечению большого количества персонала и значительным затратам. Поэтому был создан Союз, все сотрудники Управления делами которого являлись и являются специалистами с огромным жизненным, профессиональным и отраслевым опытом. В разные годы в Союзе работали сотрудники, ранее занимавшие должности заместителей министра, руководителей департаментов, главных управлений федеральных министерств, ведущие учёные отрасли, руководители крупных предприятий мукомолья, высшего и среднего звена ГХИ.

Вследствие этого, члены Союза имеют возможность представительства высококлассными специалистами для решения их проблем на самом высоком государственном уровне: в Управлении делами Президента РФ, Правительстве России, Совете Федерации, Госдуме, профильных министерствах.

Об изменениях ключевых вопросов деятельности Союза

Жизнь не стоит на месте. Союз, вместе с отраслью, изменяет точки приложения основных сил, откладывая или вовсе отказываясь от некоторых направлений, теряющих актуальность или исполненных на должном уровне. С другой стороны, жизнь ставит новые задачи, которые требуют пристального внимания.

Например, в 2016–2017 гг. основными задачами деятельности работы РСМКП были приведение предприятий малого и индустриального мукомолья к едином правилам работы на рынке, развитие экспорта муки в рамках приоритетного развития экспорта пищевой продукции с высокой добавленной стоимостью, принятие Хартии АПК в сфере оборота сельскохозяйственной продукции.

Теперь жизнь поставила новые задачи: угрожающе растёт разрыв между стоимостью зерна, цена на которое определяется мировыми валютными ценами, и на хлебопекарную продукцию, цены на которую подвержены госрегулированию.

Важнейшим вопросом, стоящим перед Союзом, является вопрос сохранения отечественного ржаного мукомолья. Хотя доля ржаного хлеба составляет не более 10% от всего объёма, но это наша национальная традиционная пищевая культура. Мы уже утратили ржаное мукомолье в Западных и Центральных регионах, а сейчас под угрозой Поволжье.

В условиях санкционного противостояния важной задачей стали вопросы импортозамещения. К счастью, импортная мука присутствует на российском рынке в крайне ограниченном ассортименте и количествах. Но значительная доля мукомольного оборудования остается завозным.

Основные задачи, стоящие перед Союзом, изложены им в предложениях, отправленных в органы законодательной и исполнительной власти страны.

Действия Минсельхоза России, предпринятые весной – осенью 2020 г. и в I квартале 2021 г. благотворно сказались на стабилизации цен на муку и крупы основного ассортимента. Однако, окончательно остановить рост цен на зерновое сырьё (пшеницу и рожь) не удалось, хотя темпы их роста существенно замедлились.

В РФ успешно функционирует механизм зерновых закупочных и товарных интервенций, а также субсидирование производителей муки и хлеба. Для повышения эффективности данных механизмов целесообразно дополнительно реализовать ряд мер, в частности следующие:

  • допускать к участию в интервенционных торгах только мукомольные предприятия, имеющие ОКВЭД 2 – код 10.61.2 – Производство муки из зерновых культур, а также отчитавшиеся в 2019 – 2020 гг. в органах Росстата за производство муки пшеничной по данному ОКВЭД.
  • данным предприятиям выделять квоты в объёме двухмесячного расхода зерна на основании представленных статистических данных за 2 предшествующих торгам отчётных месяца;
  • предоставлять льготный тариф на перевозку зерна из регионов выпуска ГИФ до регионов, в которых расположены перерабатывающие предприятия, и предусмотреть сроки отгрузки зерна ГИФ на мукомольные предприятия не более 1 месяца с момента проведения торгов;
  • продолжить практику субсидирования производства пшеничной муки;
  • распространить субсидирование на производство ржаной муки;
  • сохранить, а лучше расширить механизмы предоставления льготных субсидированных краткосрочных кредитов на приобретение сырья для предприятий мукомольно-крупяной отрасли.
  • ввести целевую «хлебную» субсидию для малоимущих слоёв населения, предназначенную для компенсации роста цен на хлеб.

 

О деятельности Союза в ближайшем будущем

В перспективе работа Союза будет связана с новыми требования, стоящими перед мировой общественностью, Россией и отраслью. Представляется, что в значительной степени это будут вопросы экологии и охраны окружающей среды.

Учитывая, что в стране практически решены вопросы снабжения населения продуктами питания в широком ассортименте, обостряется задача повышения качества выпускаемой продукции, а также расширение выпуска органической и «зелёной» продукции.

Нельзя на нынешнем этапе обойти вопрос цифровизации всех сфер производства и распределения продукции. Это требование времени и отставать от него – значит проиграть в конкурентной борьбе.

Важнейшей задачей в самое ближайшее время станет внедрение системы прослеживаемости зерна. Однако возможный негативный эффект и дополнительная нагрузка на бизнес могут нивелировать положительный эффект. Пока Союз с большой тревогой и настороженностью наблюдает за процессами, происходящими в этом направлении.

В ближайшей перспективе роль отраслевых союзов будет возрастать, особенно учитывая ряд важных мероприятий по снижению регулирующей роли государства.