Россия,115093, Москва,
1-й Щипковский пер., 20.

+7 (495) 959-66-49 (редакция/бухгалтерия),
Эл. почта: khleb@khlebprod.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО О ЗЕРНЕ, МУКЕ И ХЛЕБЕ

Image

Российский союз пекарей

Мероприятия, проведённые с участием Российского Союза пекарей, май–июнь 2018 г.

 

В Совете Федерации ФС РФ 31.05.2018 г. состоялось второе расширенное заседание временной комиссии СФ ФС РФ по вопросам законодательного обеспечения развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности.

Открывая совещание, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, председатель комиссии С.Г. Митин отметил, что обеспечение предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности отечественным современным и высокотехнологичным оборудованием является необходимым условием роста конкурентоспособности выпускаемой продукции, сохранения продовольственной безопасности страны и развития экспортного потенциала.

В настоящее время на импортное оборудование для пищевой и перерабатывающей промышленности действует нулевая ставка ввозной таможенной пошлины. Минпромторг России предлагает поднять её до уровня конечной ставки по обязательствам ВТО, в зависимости от вида оборудования, от 3 до 10%. В перечень товаров, на которые предлагается повысить пошлины, входит в том числе оборудование для производства хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий, а также оборудование для упаковки продукции.

С участием Временной комиссии экспертного сообщества была разработана и предложена на согласование в Правительство РФ новая мера государственной поддержки – проект Стратегии развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности РФ на период до 2030 г. В документе говорится, что из-за отсутствия торговых барьеров для иностранных производителей доля импортной техники в российской пищевой промышленности за последние 5 лет составила в среднем 70%. В отдельных сегментах, например, в мясной и птицеперерабатывающей промышленности, отечественные производители практически не представлены, отмечается в документе. По плану Минпромторга России, до 2030 г. доля отечественного оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности на российском рынке должна достигнуть 62%.

Повышение ставок ввозимых таможенных пошлин на машины и оборудования, в том числе хлебопекарное приведёт к тому, что импортное высокотехнологичное оборудование, которое необходимо хлебозаводам сегодня, подорожает как минимум на 10%, при этом отечественное машиностроение будет развиваться и догонять передовые зарубежные компании еще 5–10 лет.

Данной ситуацией воспользуются отечественные производители пищевого оборудования для повышения своих отпускных цен. Всё это приведёт к увеличению стоимости оборудования и замедлению темпов технического перевооружения хлебопекарных предприятий.

Увеличение стоимости закупаемого оборудования скажется на отпускных ценах на продукты питания. Что идет вразрез с главной целью Стратегии – обеспечение граждан качественными и доступными продуктами питания.

В тоже время повышение пошлин может негативно сказаться на производстве из-за роста стоимости оборудования. Те компании, которые планировали модернизацию производства, могут заморозить проекты, что приведёт к снижению объёмов выпуска.

Пострадает и государственный бюджет, в том числе за счёт продекларированного в этом документе экспортного потенциала.

На ввод импортных пошлин одной страной обычно отвечают встречными санкциями. Страны импортёры оборудования для компенсации своих потерь введут заградительные пошлины против российских товаров, которые сегодня востребованы за рубежом.

Экспортный потенциал производителей продуктов питания понизится за счёт роста себестоимости.

Пошлина как мера стимулирования отечественных производителей может рассматриваться, но необходимо определить, для каких сегментов её нужно вводить. В тех сегментах хлебопекарной промышленности, где аналогов импортного оборудования нет и не появится в среднесрочной перспективе, вводить пошлину бессмысленно, она будет являться дополнительным налогом для хлебопёков.

В Минсельхозе РФ 20.06.2018 г., под председательством заместителя директора-начальника отдела нормативно-правового обеспечения Департамента экономики, инвестиций и регулирования рынков АПК Е.Н. Трошиной, состоялось заседание рабочей группы по взаимодействию хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса, осуществляющих поставку продовольственных товаров, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность.

Главными вопросами для хлебопекарной отрасли, которые обсуждались на заседании Рабочей группы, безусловно, были вопросы о создании единого подхода и характера взаимодействия поставщиков и ритейла в вопросе реализации торговыми сетями продовольственных товаров под собственной торговой маркой (СТМ); определение стандартов контроля, аудита и иных параметров взаимодействия производителей и торговых сетей.

Выступивший по первому вопросу Президент Российского Союза мукомольных и крупяных предприятий А.И. Гуревич, позиция которого полностью совпадает с позицией хлебопёков, высказался о том, что в последние годы всё большее развитие со стороны торговых сетей нашла политика реализации товаров под собственной торговой маркой (СТМ). При этом её главным принципом является минимизация цены товара на полке в среднем на 15–20%, что достигается исключительно за счёт производителя.

Во многих случаях поставки продукции для СТМ являются для производителя бесприбыльными. Производители идут на такой шаг в надежде в последующем попасть на полку под своими брендами, но это мало кому удается. Ну а тем из производителей, чья мечта сбывается, приходится конкурировать со своей же продукцией, продаваемой под брендом СТМ по более низким ценам.

Почти во всех сетевых магазинах имеются пекарни, которые производят широкий ассортимент хлебной продукции, продаваемый по ценам, значительно превышающим цены заводского хлеба. По мнению А.И. Гуревича, данный подход носит выраженный дискриминационный характер по отношению к производителю и должен быть пересмотрен. Мы считаем, что в случае сохранения практики применения СТМ, необходимо устанавливать уровень цен на СТМ торговых сетей не ниже средней стоимости данного продукта на полке, либо относить СТМ к премиальному сегменту, поддерживаемому исключительно авторитетом сети.

Президента мукомолов полностью поддержал вице-президент Российского Союза пекарей, Управляющий АО «Владимирский хлебокомбинат» А.В. Лялин. Ситуацию с СТМ он назвал сломом внутренней моральной пружины. Прилавки страны заполняют обезличенные типовые товары, а у производителя пропадает всякий интерес развивать и совершенствовать свой бренд. Это не только обезличивает хлебопекарные предприятия, но и ведёт их к банкротству. Выход один – под производство СТМ должна быть подведена соответствующая нормативно-правовая база.

Развернувшаяся дискуссия достаточно чётко определила позиции производителей и ритейла и их полярность. Первые говорили о том, что на упаковке товара обязательно должен быть указан производитель, чтобы покупатель имел возможность выбирать из всего многообразия СТМ понравившейся ему товар именно от конкретного производителя. Вторые уверяли, что никто силой не заставляет вырабатывать СТМ, а предприятия сами добровольно соглашаются при поступлении такого предложения от торговой сети. Договорились дополнительно вернуться к рассмотрению данного вопроса.

По вопросу единого подхода к определению стандартов контроля, аудита и иных параметров взаимодействия производителей и торговых организаций с докладом выступил А.В. Лялин. Он перечислил то неимоверное количество поддерживаемых стандартов, сертификаций, проводимых аудитов и контрольных проверок, с которыми приходится сталкиваться индустриальному хлебопекарному предприятию. По расчётам докладчика, на эти цели ежегодно приходится тратить более 20 млн руб. Хорошо было бы хотя бы часть этой суммы направить на развитие и модернизацию производства. Такой полемики, как по предыдущему вопросу, на этот раз не было. Но и практических решений тоже не было достигнуто.

Конечно, отрадно, что на площадке рабочей группы разговор о проблемах взаимодействия получается всё более широким и конструктивным. И хочется надеяться, что он перейдет в качество совместно принимаемых решений.