Россия,115093, Москва,
1-й Щипковский пер., 20.

+7 (495) 959-66-49 (редакция/бухгалтерия),
Эл. почта: khleb@khlebprod.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО О ЗЕРНЕ, МУКЕ И ХЛЕБЕ

Image

Российский союз пекарей

Мероприятия, проводимые в январе–феврале 2018 г. с участием Российского Союза пекарей

 

Президент Российского Союза пекарей (РСП) В.Л. Чешинский 30.01.2018 г. принял участие в совещании Минпромторга России по вопросам о взаимодействии торговых сетей и поставщиков (производителей), в том числе по возвратам товаров, и по возможному законодательному регулированию этих вопросов.

16.01.2018 г. в Государственную Думу внесён проект Федерального закона №364444-7 «О внесении изменений в ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», уточняющий изменение, согласно которому расширение доступа российских сельскохозяйственных товаропроизводителей на рынки сбыта продукции признаётся одним из основных направлений государственной аграрной политики. Статью 13 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» предлагается дополнить нормой, запрещающей возврат поставщику продовольственных товаров, не проданных по истечении определённого срока.

По словам члена Совета Федерации С.Ф. Лисовского, который является одним из разработчиков законопроекта, законодательная инициатива возникла не на пустом месте. Ей предшествовали полуторагодовые обсуждения внутри отраслевых союзов, производителей продуктов питания, которые жаловались на произвол со стороны торговых сетей, навязывающих невыгодные условия. Торговые сети не хотели сами утилизировать непроданный товар или, когда возможно, пускать в переработку, а возвращали обратно производителям.

Руководители хлебопекарных предприятий ещё в 2017 г. договорились с крупнейшими торговыми сетями, контролирующими около 30% рынка, чтобы они перестали возвращать им непроданную продукцию. Пока этот договор в силе. Однако, помимо федеральных сетей, есть ещё и региональные, которые как возвращали нереализованную продукцию производителям, так и продолжают возвращать. «В такой ситуации производители минимизируют свои убытки за счёт конечного потребителя, закладывая стоимость утилизации возвращённой продукции в стоимость товаров на полках», – считает С.Ф. Лисовский.

Впрочем, заместитель министра промышленности и торговли России В.Л. Евтухов не считает, что покупателю придётся нести дополнительные издержки. «Торговые сети уже налаживают свою логистику и начинают меньше заказывать продукции. Это уже происходит на примере продаж хлебобулочной продукции. Но лично меня очень беспокоят две вещи: возможное сокращение ассортимента выпускаемой продукции и экономические убытки тех предприятий, которые не выпускают продукты массового спроса», – подчеркнул В.Л. Евтухов. «Вводить жёсткий запрет на возврат абсолютно всех видов продукции нецелесообразно, прежде всего, для самих производителей. По скоропортящимся товарам нет вопросов, по всем остальным категориям нужно смотреть и дорабатывать законопроект», – констатировал заместитель министра.

Полностью поддержал внесение законопроекта представитель Минсельхоза России. А.А. Куценко отметил, что, несмотря на серьёзные успехи в секторе АПК, производители не могут позволить себе потери продукции в виде возвратов.

Представитель ФАС России Т.В. Нижегородцев также поддержал законопроект, но считает необходимым внести поправки в КоАП при реализации данного проекта.

В своём выступлении Президент РСП В.Л. Чешинский отметил, что о проблеме возвратов говорили на протяжении 10 лет, и только в последние 1,5–2 года проблема стала решаться. В результате совместных действий Российского Союза пекарей и компании X5 Retail Group достигнута договорённость о полном прекращении возвратов хлебопекарной продукции с мая 2017 г. За последние 8–9 мес возвраты нереализованной продукции из других торговых сетей сократились в 3–4 раза. При этом качество продукции возросло, нарекания в отношении качества хлеба и хлебобулочных изделий со стороны контролирующих органов сократились в 5–6 раз, сокращение вырабатываемого ассортимента не наблюдается.

«Сокращение объёмов возвратов уже привели к экономии не только товарного и зернового сырья, но и оборотных средств, и инвестиционных ресурсов, а сэкономленные средства производители смогли направить на модернизацию и реконструкцию хлебопекарных предприятий, покупку технологического оборудования отечественного машиностроительного комплекса, что в свою очередь позволило сократить издержки, повысить прибыль предприятий. Так, прекращение возвратов уже позволило сэкономить одному из хлебопекарных предприятий Татарстана 150 млн руб. Кроме того, отечественные машиностроители до конца мая 2018 г. полностью загружены заказами от предприятий отрасли», – констатировал В.Л. Чешинский.

Президент РСП предложил внести поправку в предложенную разработчиками проекта формулировку п. 4 части 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ, связанной не только с защитой экономических интересов российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, но и переработчиков на внутреннем и внешнем рынках.

«Если бы выполнялись подписанные Председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым Распоряжения Правительства от 30.06.2016 г. № 1378-р «Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года», Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 г. №1528, то это стало бы не только весомой поддержкой производителям зерна, но и способствовало бы поддержанию рентабельных цен на сырьё для сельхозтоваропроизводителей, а также позволило бы хлебопекарным предприятиям получать льготные кредиты на модернизацию, реконструкцию и развитие материально-технической базы», – заявил В.Л. Чешинский.

Как заявил член Совета Федерации С.Ф. Лисовский, ко второму чтению авторы законопроекта о запрете возврата нереализованных товаров производителям готовы внести все поступившие рациональные поправки и предложения.

Президент РСП В.Л. Чешинский 6.02.2018 г. принял участие в совещании, организованном Контрольным Управлением Президента РФ по вопросу развития зернового комплекса и хлебопекарной промышленности в РФ.

В начале выступления президент Союза затронул актуальную проблему обеспечения продовольственной безопасности государства, ссылаясь на необходимость выполнения Указа Президента РФ №560 от 06.08.2014 г. «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ». «Большинство посевных площадей, задействовано под выращивание пшеницы, причём высококачественного зерна (1-го и 2-го класса), так необходимого для улучшения качества хлебопекарной муки и практически не производимого в стране. На продовольственную пшеницу 3-го класса, являющейся одной из важнейших зерновых культур для производства массовых сортов хлеба приходится всего лишь 22%, что в масштабах государства не достаточно. Причём значимая часть этой пшеницы уходит на экспорт. Необходимо увеличивать площади под посевы кукурузы и сои, расширять ассортимент и повышать качество зерновых культур за счёт предоставления господдержки сельхозтоваропроизводителям в виде погектарных субсидий», – констатировал В.Л. Чешинский.

Далее президент Союза говорил о невыполнении Постановления Правительства РФ от 29.12.2016 г. по предоставлению переработчикам льготных кредитов на закупку зерна по субсидированной процентной ставке, что привело к отсутствию формирования долгосрочных зерновых запасов. В соответствие с Правилами организации и ведения технологического процесса переработчик должен иметь трех-четырех месячный запас сырья. Реально же, исходя из экономического состояния предприятий, такой запас не превышает двух–трех недель. Хранение же больших объёмов зерна у сельхозтоваропроизводителей без потери качества практически невозможно, что неизбежно приведёт к гибели значительной части урожая, которая исчисляется миллионами тонн. При этом в настоящее время на предприятиях мукомольной промышленности простаивают заполненные менее чем на половину хранилища вместимостью около 23 млн т, столь необходимые сейчас для сохранения рекордного урожая. Своевременное предоставление льготных кредитов позволило бы мукомольным предприятиям и производителям комбикормов снять с рынка излишки в 3 млн т зерна и, тем самым, поддержать внутренние цены на зерно, муку, хлеб, обеспечивая тем самым налоговые поступления для регионов России, а также заранее сформировать необходимые оборотные средства для активной закупки зерна нового урожая у сельхозтоваропроизводителей.

«Выполнение вышеперечисленных правовых актов, а также отнесение производителей хлебопекарной продукции к сельхозтоваропроизводителям  позволило бы в качестве как одного из направлений государственной поддержки использовать выделенные хлебопекарным предприятиям льготные краткосрочные и льготные инвестиционные кредиты на цели модернизации, в том числе замены изношенного и устаревшего до 80% технологического оборудования, технического перевооружения и развитие материально-технической базы», – заявил В.Л. Чешинский.

В Минсельхозе России 14.02.2018 г. под председательством директора Департамента пищевой промышленности Е.В. Ахпашева состоялось совещание на тему целесообразности разработки проекта подпрограммы Федеральной научно-технической программы (ФНТП) развития сельского хозяйства на 2018–2025 годы по направлению «Производство, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

Участники совещания согласовали цели и задачи подпрограммы ФНТП, в том числе: обеспечение продовольственной безопасности и разнообразия, развитие нишевых рынков, снижение экологической нагрузки. Определили приоритетные отраслевые направления подпрограммы ФНТП.

Е.В. Ахпашев заявил, что с целью реализации подпрограммы ФНТП в рамках софинансирования до 2025 г. будет привлечено бюджетных средств в размере 31 млрд руб. и столько же внебюджетных.