Россия,115093, Москва,
1-й Щипковский пер., 20.

+7 (495) 959-66-49 (редакция/бухгалтерия),
Эл. почта: khleb@khlebprod.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО О ЗЕРНЕ, МУКЕ И ХЛЕБЕ

Image

Российский союз пекарей

О мерах поддержки Минпромторгом России в 2018 г. предприятий отрасли машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности

 

В Минпромторге России 23.04.2018 г. состоялось заседание рабочей группы по направлению «Машины и оборудование для хлебопекарной промышленности», которое возглавил В.Л. Чешинский президент Российского Союза пекарей.

По заявлению С.В. Продановой, заместителя начальника отдела Департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения, данная рабочая группа была создана 11.05.2017 г. по инициативе директора Департамента Е.А. Корчевого на заседании Межведомственной рабочей группы по снижению зависимости отрасли машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности РФ от импорта оборудования.

В своём выступлении руководитель подгруппы В.Л. Чешинский отметил, что только сейчас начинает действовать Постановление Правительства РФ от 29.12.2016 г. № 1528, в котором утверждены правила о новом порядке льготного кредитования, но это уже стало не только весомой поддержкой хлебопекарным предприятиям в получении льготных кредитов на цели модернизации, реконструкции и развития материально-технической базы. В свою очередь, это явилось антикризисной и антисанкционной мерой по поддержке российских производителей, а также отечественных машиностроителей, которые загружены заказами на несколько месяцев вперед.

На основании указанного Постановления, 24.01.2017 г. был издан Приказ Минсельхоза России № 24 «Об утверждении перечня направлений использования льготных краткосрочных кредитов и льготных инвестиционных кредитов».

Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 28.03.2018 г. № 128 «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства сельского хозяйства РФ от 24.01.2017 г. № 24» учитывает направления целевого использования льготных инвестиционных кредитов на строительство, реконструкцию и модернизацию предприятий мукомольно-крупяной и хлебопекарной отраслей.

В приложение № 1 указанного Приказа внесён п. 6, в котором говорится о том, что льготные инвестиционные кредиты предоставляются сельхозтоваропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, по кредитным договорам (соглашениям), заключённым с 1.01.2017 г. на срок до 1 года, на цели переработки продукции растениеводства на территории Уральского и Сибирского федеральных округов, для мукомольно-крупяной промышленности».

«Кроме того, в Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 21.04.2018 г. № 729-р «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства сельского хозяйства РФ от 24.01.2017 г. № 24» внесены изменения, позволяющие получать сельхозтоваропроизводителям льготные инвестиционные кредиты на цели переработки продукции растениеводства, в том числе на территории других федеральных округов», – констатировал В.Л. Чешинский.

В своём докладе о мерах поддержки предприятий отрасли машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности С.В. Проданова рассказала присутствующим о мерах поддержки внутреннего спроса на продукцию пищевого машиностроения, которые будут реализованы Минпромторгом России в 2018 г.:

  • предоставление субсидий производителям пищевого оборудования на компенсацию затрат, связанных с производством и реализацией продукции (Постановление Правительства РФ от 10.05.2017 г. № 547).

Субсидии предоставляются российским производителям оборудования в размере 15% от стоимости продукции при условии предоставления аналогичной скидки покупателю.

На реализацию указанной программы поддержки в 2018-2020 гг. из Федерального бюджета предусматривается финансирование в размере 500 млн руб. ежегодно.

  • субсидирование части затрат на производство и реализацию потребителям пилотных партий средств производства (Постановление Правительства РФ от 25.05.2017 г. № 634).

Субсидии предоставляются российским производителям на производство пилотных партий оборудования в размере до 50% от себестоимости при условии предоставления аналогичной скидки покупателю.

На реализацию указанной программы поддержки (для всех секторов машиностроения, подпадающих под субсидирование) в 2018-2020 гг. из Федерального бюджета предусматривается финансирование в размере 1,2 млрд руб. ежегодно.

  • предоставление кредитов по льготным процентным ставкам (не более 6% годовых) на приобретение оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности (Постановление Правительства РФ от 17.02.2018 г. № 163).

Субсидии предоставляются российским кредитным организациям на возмещение выпадающих доходов при предоставлении скидки по кредитам, выданным на покупку пищевого оборудования.

На реализацию указанной программы поддержки (для всех секторов машиностроения, подпадающих под субсидирование) в 2018 г. из Федерального бюджета предусматривается финансирование в размере 2 млрд руб.

По заявлению С.В. Продановой, в настоящее время реализуются следующие общесистемные меры государственной поддержки, направленные на стимулирование разработок и освоение производства новых видов импортозамещающей продукции, которыми вправе воспользоваться машиностроительные организации, осуществляющие производство машин и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности:

  • субсидии из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации такими организациями комплексных инвестиционных проектов (Постановление Правительства РФ от 30.12.2013 г. № 1312).

Субсидии предоставляются российским производителям на компенсацию до 100% затрат на НИОКР при реализации инвестиционных проектов стоимостью от 100 млн руб., направленных на создание производства импортозамещающей продукции.

На реализацию указанной программы поддержки (для всех секторов машиностроения, подпадающих под субсидирование) из Федерального бюджета предусматривается финансирование в размере 4 млрд руб. в 2018 г., 5,1 млрд руб. – в 2019 г., 5,6 млрд руб. – в 2020 г.

  • субсидии из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2014-2016 гг. на реализацию новых комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности (постановление Правительства РФ от 3.01.2014 г. № 3).

Субсидии предоставляются российским производителям на выплату процентов по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных проектов, направленных на создание производства импортозамещающей продукции.

На реализацию указанной программы поддержки (для всех секторов машиностроения, подпадающих под субсидирование) из Федерального бюджета предусматривается финансирование в размере 6,8 млрд руб. в 2018 г., 8,6 млрд руб. – в 2019 г., 8,6 млрд руб. – в 2020 г.

  • льготное заёмное финансирование по ставке 5% годовых Фонда развития промышленности.

Условия финансирования: заём в размере 50–500 млн руб. на 5 лет под 5% годовых, общий бюджет проекта должен составлять не менее 100 млн руб.

Президент РСП В.Л. Чешинский 16.05.2018 г. принял участие в круглом столе «Законодательные аспекты развития и повышения эффективности перерабатывающих отраслей АПК», проводимым В.И. Кашиным, Председателем Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам.

В рамках круглого стола обсуждались следующие вопросы: повышение производительности труда перерабатывающих предприятий, модернизация производства, баланс спроса и предложения продукции переработки, взаимодействие с торговыми сетями, меры финансовой поддержки, ценообразование (в том числе тарифы на транспортировку в другие регионы РФ), качество продукции и наличие фальсификата.

Наиболее значимым для хлебопекарной отрасли вопросом, который обсуждался в рамках круглого стола, безусловно, был вопрос о возврате торговыми предприятиями нереализованной продукции, утилизации возвращённой продукции, а также возврате продукции с истекающим сроком годности.

С.А. Наумов, директор по взаимодействию с органами государственной власти Х5 Retail Group, выражая позицию сетевого ритейла, отметил, что в результате подписания меморандума по вопросам оптимизации заказа и поставок хлебопекарной продукции в торговые сети представителями хлебопекарной промышленности РСП, РОСПиК совместно с АКОРТ, с 1.06.2017 г. компания Х5 Retail Group полностью отказалась от возврата нереализованной хлебопекарной продукции. В последствии инициативу поддержали другие федеральные торговые сети. По оценке РСП, возвраты по отрасли в результате договоренностей снизились в 3–4 раза, в целом экономия на конец 2017 г. составила более 5 млрд руб.

Вместе с тем, по словам С.А. Наумова, много вопросов остаётся до сих пор не решёнными. Так, необходимо предоставить возможность торговым сетям, по согласованию с производителями, заключать договоры со снижением розничной цены для покупателей в целях реализации товара с истекающим сроком годности по заниженным ценам. В связи с этим необходимо отрегулировать налоговое администрирование, внести изменения в санитарные правила и экологическое законодательство для оптимизации процесса утилизации и уничтожения продуктов питания с истекшим сроком годности и снижения массы отходов на полигонах.

Что касается ФЗ № 364444-7, представитель Х5 Retail Group призвал внести определённые коррективы в его суть, с учётом интересов и позиций всех сторон, с подкреплением вносимых поправок соответствующими нормативными актами.

«После принятия законопроекта в первом чтении ко второму чтению авторы законопроекта готовы приступить после внесения всех поступивших рациональных поправок и предложений», – заявил В.И. Кашин, Председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам.