Семеноводство и его понимание на современном этапе
«Есть три способа разориться:
самый быстрый – скачки, самый приятный – женщины, самый надёжный – сельское хозяйство»
У.-П. Амхерст (XVIII в.)
Г.И. Резвый,
Переход к рыночной экономике в последнем десятилетии ХХ в. оказал сильное влияние на селекцию и семеноводство России и стран Евросоюза. Селекционеры и семеноводы остались без планирования производства и без государственного финансирования. При этом административное давление, которое обоснованно существовало в плановом сообществе (СССР), в рыночных условиях не только сохранилось, но и усилилось. Сфера семеноводства не получила должного внимания со стороны Правительства России, в результате чего бо́льшая часть ранее существовавших 42 селекционных центров[1] пришла в упадок, а ме́ньшая производит семена, которые практически не пользуются спросом ни в России, ни за её пределами.
Между тем ежегодная ёмкость российского рынка семян[2] составляет около 100–120 млрд руб., что позволяет считать его одним из крупнейших в мире, следовательно и одним из самых привлекательных для селекционно-семеноводческих фирм. В 2015 г. в общем объёме реализованных семян сахарной свеклы импорт составил 75%, семян подсолнечника – 44%, кукурузы – 45%, овощных культур – 34%[3]. И это по официальным данным, реальная картина – ещё более пессимистичная.
Необходимо признать, что импортные семена в общем объёме превалируют неслучайно. Причина заключается в их более высоких потребительских свойствах, а не в отсутствии патриотизма отечественных сельхозпроизводителей. Поэтому логично было бы направить усилия государства на поддержку тех селекционеров и семеноводов, которые обеспечивают производство конкурентоспособных семян с более высокими потребительскими свойствами.
В развитии отечественного семеноводства не обойтись без государственного участия, поскольку на российский рынок выходят очень крупные игроки. Например, 20.04.2018 г. ФАС России согласовало[4] приобретение компанией Bayer (Германия) 100% акций компании Monsanto (США), что означает появление на российском семенном рынке игрока, практически не имеющего финансовых ограничений в работе. Сортовые семена, производимые этой компанией, имеют высокую рентабельность, поэтому согласование такого приобретения можно было бы использовать в собственных интересах, например, обусловив его передачей российским специалистам современных технологий селекции и семеноводства в целях создания близких конкурентных условий.
Известно, что именно биологический потенциал сорта является основным фактором наращивания объёмов производства, повышения качества продукции и снижения её себестоимости, т.е. кроме экономической привлекательности, использование таких сортов гарантирует и продовольственную независимость.
К сожалению, в России решили селекцию и семеноводство не стимулировать, а регулировать, и, к сожалению, не самыми лучшими способами. В частности, в «Стратегии развития селекции, семеноводства и технологий возделывания зерновых культур и других сельскохозяйственных культур в РФ на период до 2020 г.» указано:
- сформировать высокоэффективную систему семеноводства и обеспечить потребность в высококачественных семенах основных сельскохозяйственных культур на 75%;
- повысить потенциал продуктивности современных сортов на 20–30%;
- увеличить долю нематериальных активов в общих активах селекцентров к 2018 г. на 35%, а к 2020 г. на – 45%;
- модернизировать материально-техническую базу и обновить её на 90%, а машинотракторный парк на – 50%;
- разработать системы взаимоотношений участников рынка семян на основе развития саморегулируемых организаций селекционеров и семеноводов;
- создать условия для устойчивого развития отечественного рынка семян и совершенствовать механизмы его регулирования, совершенствовать нормативно-правовую базу селекции и семеноводства;
- расширить адаптивный генофонд сельскохозяйственных растений;
- нарастить патентную активность;
- создать высокотехнологичные центры селекции, промышленного производства, подготовки и хранения семян.
Но мало решить. К сожалению, исполнители смешали бесспорные и важные пункты со второстепенными, в результате чего выгодными приобретателями оказались надзорные органы (рост суммы штрафов, расширение штата, коррупционная рента), регулятор в сфере сельского хозяйства через органы сертификации (рента от роста объёма платной сертификации) и собственно сами органы по сертификации. Кроме того, пролоббированная через Правительство РФ в 2015 г. финансовая поддержка иностранных производителей семян в размере 2011,4 млн руб.[5] не возродила отечественную селекцию и семеноводство, а опустошила бюджет страны на эту сумму, поскольку средства ушли за рубеж.
Несмотря на это чиновники Минсельхоза РФ решили, что поддержка иностранной селекции была недостаточной, и Приказом МСХ РФ от 11.02.2015 г. «Об утверждении документов, предусмотренных Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на поддержку отдельных подотраслей растениеводства, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 г. №1295» не только её продлили, но и сочли необходимым наращивать4.
А что же российские селекционеры? Большинство из них по-прежнему ждёт, что результаты их работы (селекционные достижения) будут распределяться сельхозтоваропроизводителям административными, не рыночными способами, а выход на рынок лучших иностранных сортов будет ограничен регулятором.
Однако многие отечественные сорта и гибриды, которые показывают хорошие результаты в лабораторных условиях, не подтверждаются технологиями и в поле серьёзно проигрывают иностранным конкурентам. Поэтому потребление семян иностранной селекции является естественным, поскольку в нужной степени гарантируют и урожай, и его качество, несмотря на то, что они часто в десятки раз дороже отечественных.
До тех пор, пока российские семена не достигнет того же качества, что и иностранные, или более высокого, бессмысленно обсуждать «Почему не покупают плохие, но отечественные семена». Как заявил Президент РФ В.В. Путин, в 2016 г. России удалось поставить за рубеж и военной техники на сумму свыше $15 млрд руб[6]. При этом собственный рынок семян на сумму 100–120 млрд руб. мы отдаём иностранным партнёрам. Почему?
Главная проблема – это зарегулированность рынка семян4, излишняя административная нагрузка на селекционеров и семеноводов и отсутствие эффективной государственной поддержки.
Несмотря на то, что в России по некоторым культурам созданы лучшие природно-климатические условия для развития семеноводства, излишнее регулирование создаёт условия для иммиграции талантливых специалистов. В настоящее время до 70% работ по семеноводству овощных культур российскими селекционерами проводится за рубежом.
Чаще всего в целях регулирования семеноводства является качество семян, защита прав потребителей и политическая целесообразность. Однако в настоящее время защита прав потребителей уже осуществляется в рамках Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей». Странно, но, по мнению Минсельхоза России, этого недостаточно, поэтому создаются условия для параллельного контроля в рамках ФЗ «О семеноводстве», что окажет дополнительную необоснованную административную нагрузку на отечественную селекцию и семеноводство.
Что же такое качество?
Во-первых, это фитосанитарное здоровье, которое должно регулироваться отдельным Федеральным законом «О карантине растений». Тогда зачем нужно здоровье растений дополнительно регулировать законом о семеноводстве? Рационально обосновать невозможно.
Во-вторых, это сортовое соответствие, уровень гибридности и происхождение. В соответствии с ч. 1, ст. 1444 ГК РФ «…все реализуемые в РФ семена должны быть снабжены документом, удостоверяющим их сортовую принадлежность и происхождение…». Всё подробно описано в ГК РФ. В соответствии с ч. 2, ст. 3 ГК РФ, нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ. Но, к сожалению, в настоящее время, дело обстоит не так.
В-третьих, посевные качества. И вот тут нельзя согласиться с регулятором. Этот критерий придуман никак не в интересах отечественного сельского хозяйства. В соответствии со ст. 1 №149-ФЗ «О семеноводстве», посевные качества семян – это «совокупность признаков, характеризующих пригодность семян для посева (посадки)». В данном случае регулятор в 1997 г. необоснованно взял на себя функцию по отношению к чьей-то собственности (в данном случае, к семенам) – делать заключение о её пригодности или непригодности для посева (использования) и, тем самым, посягнул на право собственности, гарантированное Конституцией, на три его основных столпа – право владеть, пользоваться и распоряжаться.
На самом деле, семена не несут в себе никакой угрозы здоровью людей, здоровью окружающей среды или безопасности государства, поэтому их оборот на законных основаниях не может быть ограничен. Неслучайно Конституцией РФ[7] (ст. 71 и ст. 72) семеноводство не отнесено ни к сферам ведения РФ, ни к сферам совместного ведения РФ и её субъектов. Однако регулятор в области сельского хозяйства изо всех сил пытается сохранить за собой эту антиконституционную сферу ведения.
Окончание следует
[1] Алтухов А. Организационно-экономическое совершенствование отечественного семеноводства, АПК: экономика, управление. – 2017. – №3. – С.15–27.
[2] Малько А.М. «Мировой рынок семян и место России в нём».
[3] Москаленко Т.А., Библиодосье. Приоритетные направления законодательного обеспечения развития агропромышленного комплекса. – 2017. – С. 23. (http://bar.parliament.gov.ru/catalogues/index.php#Resource-127029)
[4] ФАС одобрила слияние Bayer с Monsanto (https://www.kommersant.ru/doc/3608201)
[5] Москаленко Т.А. Библиодосье. Приоритетные направления законодательного обеспечения развития агропромышленного комплекса. – 2017. – С. 23 (http://bar.parliament.gov.ru/catalogues/index.php#Resource–127029);
[6] Спрос рождает вооружение. – Коммерсант. – 2017.
[7] Конституция РФ.