Россия,115093, Москва,
1-й Щипковский пер., 20.

+7 (495) 959-66-49 (редакция/бухгалтерия),
Эл. почта: khleb@khlebprod.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО О ЗЕРНЕ, МУКЕ И ХЛЕБЕ

Image

Нужен ли интервенционный фонд зерна российскому рынку

 

Механизм товарных (продажа зерна из государственного интервенционного фонда) и закупочных (закупка зерна государством) интервенций был введён в действие в России в 2001 г. Его целью была стабилизация цен на рынке зерна и поддержка сельхозпроизводителей в случае сезонных колебаний.

При этом задача обеспечения страны зерном при его дефиците перед Государственным интервенционным фондом (ГИФ) не ставилась – это прерогатива государственного резерва.

Фонд был создан постановлением Правительства РФ № 580 от 26.08. 2001г. и дополнен в новой редакции от 3.08. 2013 г. № 739.

За последующие годы ГИФ показал свою эффективность, а в некоторые неурожайные годы (2005 г., 2010 г. и 2012 г.), а также в период пандемии в 2020 г. в определённой степени оказывал стабилизирующее воздействие на внутренний рынок.

Однако в последнее десятилетие наблюдается значительное увеличение объёмов производства зерна, существенно превышающее потребности внутреннего рынка. В этих условиях роль основного регулятора снятия излишков сместилось от ГИФ к экспорту. Более того, закупленная на зерновых интервенциях продукция в последние годы стала годами «застаиваться» на зерноскладах и элеваторах, так как соответствующих условий (неконтролируемого роста цен) на рынке не возникало на протяжении ряда лет.

При этом в отдельных регионах наблюдалась совершенно абсурдная ситуация: сельхозтоваропроизводители выступали с просьбами к Минсельхозу РФ при сохранении ранее закупленного ГИФ дополнительно выкупить у них излишки зерна.

На ситуацию, когда в течение нескольких лет необходимости в продаже зерна из ГИФ не возникало, а соответствующей потребности в закупке не было на государство дополнительно легли затраты на содержание фонда: его хранение, страхование и т.д., которые обходятся бюджету в сотни млн руб., кроме миллиардных затрат на закупку.

Ну и возникала отдельная проблема – организация самих интервенций. Инертный и неповоротливый механизм торгов, отсутствие ясных и чётких критериев начала – окончания интервенций, внятная и равная для всех участников ценовая политика отбивала охоту у многих операторов зернового рынка вообще принимать участие в данных процедурах. В тех же случаях, когда включался административный ресурс высшего порядка и следовало указание начать процедуры без промедления (недавний пример весной 2020 г. и засуха 2010 г.), возникала спешка, неразбериха как с составом участников, так и с самим товаром. И положительный эффект нивелировался низкой организацией мероприятия.

Эти причины вкупе, видимо вызвали разочарование в эффективности работы самой системы интервенций, что привело к всё чаще звучащим высказываниям об отказе от интервенций.

Так, в феврале заместитель министра сельского хозяйства О.Н. Лут заявила, что «зерновые интервенции это «пережиток прошлого» и о них можно забыть. Раньше они были востребованы, поскольку были ограничены возможности сбыта, а сейчас зерно нужно переработчикам и экспортёрам», – отметила она.

Однако, полный отказ от закупок в ГИФ по-прежнему чреват серьёзными проблемами, правда уже не сезонного характера, а в случае более выраженных кризисных явлений. Так, в 2017 г. отсутствие закупочных интервенций при рекордном валовом сборе вызвали рекордно низкие цены на все зерновые агрокультуры. В условиях пандемии 2020 г., даже с учётом урожая, существенно превышающего потребности внутреннего рынка, под влиянием мировых цен произошёл резкий рост цен на зерно, превысивший исторический максимум за все время существования Новой России. Тогда Российский Союз мукомольных и крупяных предприятий обратился с письмом к министру сельского хозяйства РФ, в котором обратил внимание, что на фоне общего кризиса и падения курса рубля, финансовое положение большинства предприятий отрасли не позволяет им закупать зерно в необходимых объёмах и, несмотря на достаточное предложение, имеют запас сырья всего лишь на 2 –3 недели.

Более того, хлебозаводы не готовы были выкупать муку по повышенным ценам из-за несогласия торговых сетей увеличивать цены на хлеб.

Сложившаяся ситуация требовала незамедлительного принятия мер по ликвидации дисбаланса в формировании цен на пшеницу и муку.

Тогда, в конце марта – начале апреля 2020 г., Минсельхозом РФ было принято решение – начать зерновые товарные интервенции, что, наряду с введением квоты на экспорт зерна, оказало стабилизационное влияние на рынок.

До начала интервенционных торгов РСМКП направил в адрес Минсельхоза РФ свои предложения по организации торгов.

В частности, предлагалось, в целях эффективного и рационального использования зерна ГИФ к участию в интервенционных торгах допускать мукомольные предприятия, имеющие ОКВЭД 2 – код 10.61.2 – Производство муки из зерновых культур, а также отчитавшиеся в 2019 – 2020 г.г. в органах Росстата за производство пшеничной муки по данному ОКВЭД.

Во избежание спекуляций, либо иных злоупотреблений с использованием зерна ГИФ, данным предприятиям было предложено выделять квоты в объёме двухмесячного расхода зерна на основании представленных статистических данных за два последних отчётных месяца.

Кроме этого, Союз просил:

  • предоставить льготный тариф на перевозку зерна из регионов выпуска ГИФ до регионов, в которых расположены перерабатывающие предприятия; - определить срок отгрузки зерна ГИФ хранителями на соответствующие предприятия не более 1 (одного) мес с момента проведения торгов;
  • установить предельные расценки стоимости услуг по отгрузке зерна ГИФ на мукомольные предприятия, на уровне действовавших по состоянию на 1.03.2020 г.

Учитывая существующие проблемы с оборотными средствами и льготным кредитованием мукомольных предприятий, задержки с расчётами за муку со стороны хлебозаводов, Союз предложил изменить сложившуюся практику оплаты купленного зерна и предоставить покупателям отсрочку оплаты на 3 мес.

В условиях пандемии в целях снижения риска заболеваний сотрудников предприятий, РСМКП просил предусмотреть дистанционное подтверждение статуса участника торгов, оформление всей товаросопроводительной, разрешительной и прочей документации с использованием электронных средств связи.

Однако на данные предложения Союза со стороны Минсельхоза РФ реакции не последовало, что привело к продаже больших объёмов продовольственной пшеницы из ГИФ трейдерским компаниям, затягиванием сроков отгрузки со стороны хранителей ГИФ, многократным завышением ими стоимости отгрузки, что потребовало вмешательство ФАС и в целом нивелировало положительный результат торгов.

Дальнейшим развитием меняющейся ситуации с зерновыми интервенциями стало подготовленное Минсельхозом РФ и озвученное на совещании Президента РФ В.В. Путина с правительством РФ, посвящённом ситуации в сельском хозяйстве и в пищевой промышленности, председателем правления Союза экспортёров зерна Э. Зерниным предложение по созданию на базе ГИФ Фонда продовольственного зерна, как механизма, обеспечивающего мукомолов зерном по приемлемым ценам.

По мнению РСМКП, для достижения этой цели «городить огород» и создавать новый фонд совсем необязательно. Достаточно внести некоторые корректировки в ГИФ.

Свои предложения по данному вопросу Союз изложил в письме, направленном 4.06.2020 г. в адрес Минсельхоза РФ:

  1. При проведении закупочных интервенций осуществлять закупку только пшеницы мукомольных кондиций, т.е. не ниже 3-го класса.
  2. Ежегодно в России производится порядка 13,5 млн т пшеничной муки, для чего используется 18 млн т пшеницы или в среднем 1,5 млн т/ мес. В соответствии с требованиями организации и ведения технологического процесса на мукомольных предприятиях должен быть обеспечен двухмесячный запас зерна, т.е. в целом по России – 3 млн т. Однако, учитывая, что на предприятиях, отчитывающихся перед Росстатом, производится не более 65% всей пшеничной муки, в интервенционный фонд достаточно закупать 2 млн т пшеницы мукомольных кондиций.
  3. К товарным интервенциям по продаже пшеницы мукомольных кондиций должны допускаться только мукомольные предприятия, отчитывающиеся перед органами Росстата за производство муки в натуральном выражении. При этом для каждого предприятия должен устанавливаться лимит на покупку зерна в объёме, не превышающем их средний двухмесячный объём переработки в предыдущем году. В отдельных случаях возможно увеличение данного объёма при подтверждении соответствующими документами увеличение производственных мощностей за счёт проведённой реконструкции и/или модернизации.

Помимо изложенных Союзом критериев необходима отладка всех механизмов, влияющая на процесс функционирования фонда.

Хранителями ГИФ должны быть крупные элеваторы, предназначенные для длительного хранения зерна с возможностью быстрой отгрузки зерна как в автотранспорт, так и по железной дороге.

Для хранителей зерна необходимо установить жесткие требования по срокам отгрузки приобретённого мукомолами зерна. Этот срок с учётом требований железной дороги максимально не должен превышать 20 сут с даты подачи заявки на отгрузку.

Также в начальном договоре на аккредитацию предприятия-хранителя зерна должны быть указаны предельно допустимые расценки на услуги по хранению и отгрузке зерна. Данные расценки должны соответствовать среднерыночным и устанавливаться на весь период хранения зерна в фонде.

Учитывая, что зерно мукомольных кондиций закупается в ГИФ для стабилизации цен на муку и хлебную продукцию, целесообразно предусмотреть выравнивание цен на зерно, закупаемое в ГИФ, через механизм счёта регулирования разницы в ценах, ведение которого целесообразно поручить ОЗК.