Россия,115093, Москва,
1-й Щипковский пер., 20.

+7 (495) 959-66-49 (редакция/бухгалтерия),
Эл. почта: khleb@khlebprod.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО О ЗЕРНЕ, МУКЕ И ХЛЕБЕ

Image

Российский Союз мукомолов опротестовал постановление ФАС

В ранней юности, лет 55 тому назад, довелось мне прочесть фельетон, в котором читателям рекомендовали «при общении с госорганами проявлять трусость и беспринципность». Совет давался с сатирическим подтекстом, да и лет с той поры минуло много. Однако, к сожалению, совет не потерял своей актуальности и до сих пор.

Российский Союз мукомольных и крупяных предприятий столкнулся с подходом госструктуры, требующим проявления именно такой позиции весной 2020 г., в разгар пандемии.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ обратила внимание на письмо РСМКП в адрес Министра сельского хозяйства РФ, которое касалось динамичного роста цен на зерно, сопровождавшегося случаями отказов в поставках сырья на мукомольные предприятия.

Честь и хвала федеральному ведомству, не оставшемуся равнодушным в сложный экономический момент. Хотя лично у меня возникали сомнения в том, что целью запроса было стремление наладить поставки зерна мукомолам.

 Как показало дальнейшее развитие событий, ФАС, скорее, решила приструнить Союз, посмевший на фоне победных реляций об успехах отечественного АПК, обратить внимание на рост цен на сырьё и сложности в работе мукомольных предприятий.

И неплохо бы к ретивости, с которой ФАС принялась за это дело, ещё прибавить и немного знаний. Ну, или, если самостоятельного уровня информированности в данном вопросе недостаточно, хотя бы обратиться к экспертам. Однако статус Федеральной надзорной службы, очевидно, полагается её сотрудникам вполне самодостаточным и заменяющим элементарный здравый смысл.

ФАС РФ выдал РСМКП запрос, причём запрос относился не к сфере компетенции Союза, а требовал предоставления данных о поставщиках зерна, завышающих цены и отказывающихся от поставок сырья мукомолам. Более того, запрос требовал предоставить конкретные данные по этим поставщикам, включая не только адреса и наименование, но также такие данные, как ИНН.

Очевидно, авторы запроса не представляли, что количество крестьянско-фермерских хозяйств в РФ превышает 130 тыс. Не могу утверждать, что данные специалисты, как герои известного мультфильма, полагают, что батоны растут прямо в поле. Однако имею все основания полагать, что они не вполне отдавали себе отчёт в различиях между зерном, мукой и хлебом.

В противном случае, логично было бы адресовать запрос о зерне Российскому зерновому союзу и/или Национальному союзу зернопроизводителей.

Отдавая должное сотрудникам ФАС РФ, остаётся порадоваться, что они выдали Союзу мукомолов запрос о зерне. Все таки, стоит согласиться, что зерно имеет отношение к сфере перерабатывающей промышленности. Стесняюсь представить, какой запрос о паспортных данных и физиологических особенностях граждан может получить организация, посмевшая указать, например, количество заболевших в России коронавирусом.

Союз проинформировал ФАС, что, в соответствии с Уставом, не осуществляет коммерческую деятельность и не имеет договоров с поставщиками зерна, также ни один из поставщиков зерна не является членом Союза. Вследствие этого, Союз не обладает и не имеет возможности предоставлять данную информацию. Однако, не уверен, что данный ответ был, хотя бы, прочитан. По крайней мере, в итоговом документе ФАС по результатам рассмотрения полученных от Союза пояснений – ни слова.

Кстати, запрос содержал требование предоставить информацию о поставщиках зерна (вернёмся к количеству КФХ – более 130 тыс., если не учитывать различного рода трейдерские компании!) в течение 3-х рабочих дней. И уже через 5–6 дней ФАС грозно «громыхнула дубиной»: возбуждаем административное дело!

Тот факт, что в этот период в России действовал Указ Президента России о нерабочих днях, тем более то, что Мэрия Москвы запретила деятельность многих организаций, уважаемую федеральную структуру не интересовало.

Правовое управление ФАС 30.10.2020 г. выдало Постановление, в котором на Союз мукомолов был наложен штраф в размере 150 тыс. руб.

Поскольку, по мнению Союза, ни законных ни просто логических оснований на предъявление Союзу каких-либо санкций не имеется, РСМКП подал в суд Заявление об оспаривании Постановления о наложении штрафа об административном правонарушении следующего содержания.

Постановлением ФАС России от 30.10.2020 г. некоммерческая организация «Российский Союз мукомольных и крупяных предприятий» признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, заявителю назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 тыс. руб.

Данной статьей КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством РФ, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 настоящей статьи, равно как представление в федеральный антимонопольный орган и его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации).

В адрес заявителя ФАС России был направлен запрос о предоставлении информации № 22/27285/20 (исх. от 02.04.2020 г.) с запросом следующих сведений:

  • наименование сельхозпроизводителей (с указанием ИНН и адреса регистрации), отказывающихся от поставки зерна на мукомольные предприятия и/или устанавливающих для внутреннего рынка сверхвысокую цену на зерно;
  • информацию о динамике внутренних цен на пшеницу с приложением подтверждающих документов.

Согласно запросу от 02.04.2020 г., документы необходимо представить в течение 3-х рабочих дней с даты получения настоящего запроса.

На данный запрос был направлен ответ за исх. № 43 от 8.04.2020 г.

В дополнительном ответе № 55 от 12.05.2020 г. заявитель указал, что в соответствии с Уставом организации, взаимоотношения Союза с поставщиками зерна не предусматриваются. За весь период функционирования Союза ни одного договора на поставку зерна Союз не заключал, и вследствие этого, реквизитами поставщиков не располагает. Тем не менее, Союз в целях подготовки ответа по запросу ФАС обратился к мукомольным предприятиям – членам Союза и получил документы (динамику изменения цен на сырьё и готовую продукцию), отражающие ситуацию в отрасли. Копии документов в соответствие с запросом ФАС, в том числе перечень цен на сырьё и готовую продукцию в ЮФО, ЦФО, ПФО, УФО, СФО прилагается.

Так как запрашиваемая информация не предоставлена в ответе от 8.04.2020 г. за исх. № 43, Федеральная антимонопольная служба посчитала, что некоммерческая организация «Российский Союз мукомольных и крупяных предприятий» нарушила требования, предусмотренные ч. 1 ст. 25 «Закона о защите конкуренции» и привлекла заявителя к административной ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 25 «Закона о защите конкуренции», некоммерческие и коммерческие организации обязаны представлять в Федеральную антимонопольную службу (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.

Между тем, по смыслу ч. 1 ст. 25 «Закона о защите конкуренции», ФАС не может истребовать у организации документы, объяснения, информацию, которые у данной организации не могут и не должны быть в силу компетенции (специфики деятельности) такой организации.

Так, некоммерческая организация «Российский Союз мукомольных и крупяных предприятий» не мог и не должен располагать информацией о сельхозпроизводителях, так как они не являются членами Союза.

Согласно п. 2 Устава некоммерческой организации, Союз осуществляет сбор и анализ информации об объёмах и ассортименте выпускаемой продукции мукомольно-крупяных и макаронных предприятий, динамике производственных мощностей и инвестиционных программах.

Таким образом, Союз не отслеживает и не должен отслеживать динамику внутренних цен на пшеницу и не получает от своих членов соответствующую документацию. В свою очередь, члены Союза не обязаны предоставлять данную информацию органам управления Союза (хотя добровольно они могут предоставить такую информацию, как, впрочем, и информацию любого другого характера).

ФАС России должен был направить соответствующие запросы сельхозпроизводителям и возможно (для проверки) в мукомольно-крупяные предприятия, а не в некоммерческую организацию, в чью компетенцию сбор и анализ такой информации не входит.

Иная трактовка ч. 1 ст. 25 «Закона о защите конкуренции» позволила бы антимонопольному органу привлечь к административной ответственности любых неуправомоченных на предоставление такой информации лиц, напримеру, обязывала бы гарантирующих поставщиков электроэнергии отвечать и предоставлять информацию о ценах организаций водопроводно-канализационного хозяйства за услуги по водоснабжению.

На основании вышеизложенного прошу СУД признать незаконным Постановление Федеральной антимонопольной службы о наложении штрафа по делу №22/04/19.8-37/2020 об административном правонарушении от 30.10.2020 г., возбуждённом по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ в отношении некоммерческой организации «Российский Союз мукомольных и крупяных предприятий».

Мы выражаем надежду, что здравый смысл восторжествует, и Союз будет иметь возможность и в будущем профессионально и принципиально отстаивать интересы мукомольного сообщества, не подвергаясь необоснованным и незаконным нападкам со стороны кого бы то ни было.

О дальнейшем развитии событий РСМКП будет предоставлять соответствующую информацию.

И.Н. Свириденко, Вице-президент РСМКП