Россия,115093, Москва,
1-й Щипковский пер., 20.

+7 (495) 959-66-49 (редакция/бухгалтерия),
Эл. почта: khleb@khlebprod.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО О ЗЕРНЕ, МУКЕ И ХЛЕБЕ

Image

Прогноз использования зерна для производства муки в долгосрочной стратегии развития зернового комплекса не отвечает потребностям мукомольной отрасли

 

 

Министерство сельского хозяйства РФ в конце 2018 г. подготовило Долгосрочную стратегию развития зернового комплекса Российской Федерации на период до 2025 г. и на перспективу до 2035 г. (далее Стратегия). Проект прошёл обсуждение в Общественном совете МСХ РФ, окончательный вариант которого был опубликован в апреле с.г. на сайте Минсельхоза РФ, и в ближайшее время планируется к утверждению. Стратегия заявлена как «отраслевой документ стратегического планирования РФ, определяющий приоритеты, цели и задачи государственного управления и обеспечения продовольственной безопасности РФ, а также способов их эффективного достижения и комплексного решения».

Это уже третий вариант Стратегии. Она разработана во исполнение поручения Президента РФ. Предыдущие, хотя и были приняты, однако не отвечали амбициозным задачам, поставленным Президентом перед органами власти, – увеличить выручку от экспорта сельскохозяйственной продукции к 2024 г. до $ 45 млрд.

Стратегией предусмотрено 3 сценария: оптимистичный, базовый и пессимистичный.

Согласно оптимистичному сценарию, производство зерна к 2035 г. вырастет до 169,8 млн т. Это предполагается сделать посредством ввода в эксплуатацию неиспользуемых земель, увеличения посевных площадей до 50 млн га, повышения урожайности зерновых и зернобобовых культур до 35,3 ц/га за счёт увеличения объёмов государственной поддержки, а также внесения минеральных удобрений. Внутреннее потребление зерна до 2035 г. вырастет на 12,2%, по сравнению с 2018 г., и составит 105,2 млн т. Экспорт зерна к 2035 г. увеличится на 15,8 % – до 63,9 млн т.

В базовом сценарии рост валового производства зерна составит 23,6 % и к 2035 г. достигнет 153,5 млн т. Внутреннее потребление зерна вырастет на 11,8 %, по сравнению с 2018 г., и составит 92,7 млн т. Экспорт к 2035 г. прогнозируется на уровне 60,6 млн т зерна.

В пессимистичном сценарии производство зерна в 2025 г. составит 114 млн т, а к 2035 г. – 130,9 млн т. Пессимистичный сценарий учитывает спад экономики, снижение уровня господдержки, ухудшение погодных условий (частые засуха либо наводнение в ряде регионов). Однако внутреннее потребление зерна к 2035 г. будет обеспечено в полном объёме (85,6 млн т), при этом экспорт сократится на 27,7% (до 37,4 млн т).

Внутреннее потребление зерна во всех вариантах практически не изменяется, а от увеличения или спада производства зерна будет зависеть величина его экспорта.

Необходимые инвестиции в увеличение производства зерна в России и повышение его качества в 2019–2035 гг. оцениваются в 3,4 трлн руб. Средства необходимы, прежде всего, для закупки техники.

В Стратегии развития зернового комплекса также приводится оценка необходимых инвестиций в наращивание внутреннего потребления зерна – это 708,8 млрд руб. на 2019–2035 гг. По экспертной оценке Минсельхоза РФ, на создание мощностей глубокой переработки зерна потребуется 150 млрд руб., а на создание и модернизацию мощностей мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности – 558,8 млрд руб.

Из чего же складывается внутреннее потребление зерна? Скупые цифры Стратегии говорят, что объём зерна на пищевые цели (производство муки и крупы) в период до 2025 г. планируется в размере 15,2 млн т (с небольшим приростом до 2035 г.), на производство кормов и комбикормов – 52,3 млн т, на прочую промышленную переработку зерна, в том числе на глубокую, – 5,6 млн т, на семена – 11,5 млн т.

При этом в тексте отмечается, что, согласно долгосрочному прогнозу социальноэкономического развития страны, в ближайшие 17 лет предполагается повышение благосостояния населения, а «численность населения к 2035 г. увеличится до 153 млн человек, ожидается развитие туризма, что окажет разнонаправленное влияние на потребление продуктов питания из зерна». Вследствие этих факторов потребление зерна на продовольственные цели (производство муки, крупы) к 2035 г. практически не изменится.

В Стратегии не приводится мотивация данных контрольных цифр. Российский Союз мукомольных и крупяных предприятий считает, что заявленный объём на пищевые цели не отвечает даже минимальной потребности страны в зерне на указанные цели.

В соответствии с Федеральным законом «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» от 3.12.2012 г. № 227‑ФЗ потребность в муке в РФ составляет порядка 15 млн т, в том числе пшеничной – 13,5 млн т и ржаной – 1,5 млн т, а также круп – 1,5 млн т.

Исходя из этого, для производства такого количества муки и крупы, с качеством, соответствующим требованиям ГОСТ, необходимо не менее 18 млн т пшеницы не ниже 3‑го класса, не менее 1,9 млн т ржи 1‑го и 2‑го класса и более 2 млн т крупяных культур. Таким образом, на пищевые цели потребуется всего 22 млн т зерна соответствующих кондиций. При этом естественные потери, расход зерна на личное потребление и т.д. не учитывались.

Если количество зерна для продовольственных целей не будет соответствовать установленным нормам потребления, то недостающие объёмы будут замещаться зерном более низких классов, из которого невозможно произвести продукцию, соответствующую требованиям ГОСТ. Таким образом, Долгосрочная стратегия развития зернового комплекса априори предполагает, что примерно 1/3 мукомольно-крупяной продукции будет производится из зерна более низких классов и не будет отвечать требованиям нормативных документов, что, по нашему мнению, для долгосрочной стратегии развития отрасли – абсолютно неприемлемо.

Кроме того, необходимо также иметь в виду, что этот расчёт верен лишь для текущей численности населения страны. В случае, если предполагается увеличение этой численности в долгосрочной перспективе, то необходимо предусмотреть соответствующее увеличение количества высококачественного зерна, направляемого на продовольственные цели.

Учитывая, что Российский союз мукомольных и крупяных предприятий не привлекался к разработке Стратегии, Союз направил письма в Правительство РФ и Минсельхоз России с обоснованием и расчётами потребности зерна для производства муки и крупы.

Предусмотренная в Стратегии оценка использования зерна на пищевые цели слишком мала и с точки зрения стоящей задачи по наращиванию экспорта муки. Мельничные предприятия, начинающие выходить сегодня на зарубежные рынки обеспокоены этой ситуацией.

По мнению мукомолов, в Стратегии отдельной строкой необходимо предусмотреть развитие экспорта муки. На сегодняшний день много говорится о поставках за рубеж продукции переработки зерна и о его «глубокой переработке», однако об экспорте муки в Стратегии не сказано ни слова.

Российская мукомольная отрасль в состоянии производить порядка 18 млн т пшеничной муки, а экспортирует лишь 250 тыс. т пшеничной муки при ежегодном мировом рынке муки примерно15 млн т.

Очевидно что с учётом недозагруженности мукомольных заводов российский экспорт вполне способен достичь 2 млн т и более, а это примерно 3 млн т зерна, использование которого нужно предусмотреть в Стратегии.

Также нет ничего конкретного в Стратегии о стимулировании аграриев за производство сильной и ценной пшеницы, а также высококлассной ржи мукомольных кондиций. На это даже было указано в заявлении Генеральной прокуратуры, опубликованном в начале марта по результатам проверки Минсельхоза РФ, в котором говорилось, что ведомству необходимо обратить внимание на отсутствие должных мер по подготовке долгосрочной стратегии развития зернового комплекса, определяющей приоритеты и задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности в рассматриваемой сфере, и на отсутствие мер по стимулированию аграриев к производству высококачественного зерна 1-х–3-х классов. Следует заметить, что пшеница 3‑го класса – это ещё не ценное зерно, поскольку из неё невозможно без включения добавок получить хлебопекарную муку с показателями, установленными ГОСТом. Улучшителя же (зерна 1‑го и 2‑го классов) в стране практически не вырабатывается и о стимулировании его производства в стране в Стратегии ничего не сказано.

Таким образом, по нашему мнению, в Долгосрочной стратегии развития зернового комплекса нет ответа на наиболее важные для мукомолов вопросы, и сегодня она нацелена лишь на наращивание экспорта зерна в непереработанном виде.